Целевой набор в медвузы ужесточат

15.11.2016
00:00
Представители образовательной среды единодушны: механизм отслеживания выполнения обязательств выпускниками, отучившимися в рамках целевого приема, должен быть более жестким. Слишком много уклонистов – тех, кто получил высшее образование, пройдя в вуз по отдельному конкурсу от конкретного региона, а отрабатывать в медицинском учреждении родного субъекта раздумал, а то и вовсе не собирался.

Право по закону

Целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием введена постановлением Правительства № 942 от 19 сентября 1995 года. Де-факто она была призвана заместить существовавшую в советское время систему распределения. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 года, введена новая модель целевого обучения и целевого приема по образовательным программам высшего образования. Человек, который учится по такому договору, заключает контракт с заказчиками целевого приема – органом власти или организацией, перечень которых установлен федеральным законом. В законе оговаривается: договор о целевом обучении должен предусматривать меры социальной поддержки обучающегося, обязательства по организации практики, его трудоустройству, а также основания освобождения от исполнения обязательства по трудоустройству и может быть заключен на любом этапе обучения гражданина.

За неисполнение обязательств по трудоустройству в рамках договора о целевом обучении гражданин должен возместить заказчику целевого приема в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере 

В соответствии с законодательством за неисполнение обязательств по трудоустройству в рамках договора о целевом обучении гражданин должен возместить заказчику целевого приема в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Однако, как показывает жизнь, даже если договор заключается, регион не всегда поддерживает «своего» студента. А тот соответственно нередко стремится использовать данные государством преференции без отработки.

В 2015-2016 учебном году в российских вузах обучались 168 тыс. студентов, поступивших на условиях целевого приема. Из них заключили договоры о целевом обучении, но поступали на общих основаниях 84 тыс. человек. В подведомственных Минздраву вузах в 2015 году квота целевого приема составила 54% от общего количества мест, выделенных для обучения за счет средств федерального бюджета. Это 12 220 человек. Из них было зачислено - 11 216 абитуриентов. Данные за 2016 год ведомством пока не представлены.

Места не для всех

Но, как констатируют эксперты, система не работает эффективно. Не так, как хотелось бы. Средний балл по единому государственному экзамену у целевиков был 62,3. Это ниже среднероссийского на четыре единицы. Конкурс в среднем по стране составлял восемь человек на место. В то время как на каждое целевое место претендовал только один абитуриент. То есть, по сути, конкурса не было. Как рассказал «МВ», подводя итоги приемной кампании этого года в начале сентября, ректор МГМСУ Олег Янушевич, общий конкурс по отдельным специальностям в этом вузе доходил до 50 человек на место. А в рамках целевого набора конкурс был щадящим, вплоть до полного его отсутствия. «В итоге эти места приходилось передавать в общий конкурс. Могу только высказать пожелание, чтобы региональные министерства, которые готовят заявки на подготовку специалистов, более серьезно относились к заполнению целевых мест», - констатировал Олег Янушевич.

По его оценкам, оптимально, если целевой набор занимает в вузе не более 50-60% мест. Однако в медицинских вузах, начиная с 2011 года, количество мест, выделенных для целевого приема, неуклонно растет. По прошлогодним данным, в ряде учебных заведений этот показатель уже достиг максимальных значений: в Астраханском государственном медицинском университете 78%, в Ставропольском государственном медицинском университете 67%, в Алтайском государственном медицинском университет 66%. А в ряде вузов, в том числе в МГМСУ, по отдельным специальностям он уже достигает 80%.

Квоты на обучение в медицинских вузах не выбрали полностью 53 субъекта РФ, причем в их числе регионы, где наблюдается серьезный дефицит врачей

В феврале этого года наличие сложности с организацией целевого приема в медвузах подтвердил ОНФ. По данным проведенного организацией мониторинга, в 2015 году квоты на обучение в медицинских вузах не выбрали полностью 53 субъекта. Причем больше всего квот не использовали регионы, где наблюдается серьезный дефицит врачей. Получается, что часть квот, выделяемых регионам на целевую подготовку врачей, попросту «сгорает». В 2015 году, например, невостребованными остались 517 мест. Больше всего сгорело квот в Мордовии – 37%, Волгоградской области – 31%, Сахалинской области – 29%, Мурманской области – 18%, Калмыкии – 17%, Вологодской области – 16%, Карачаево-Черкесии – 14,8%. Как сказал тогда президент Национальной медицинской палаты (НМП) Леонид Рошаль, нужно разработать механизм перераспределения квот между субъектами РФ. Чтобы в том случае, если регион не набрал студентов, эти места можно было передать другому.

Скоро дембель?

Есть проблемы и с исполнением обязательств теми, кто уже прошел обучение. По данным, представленным НМП, до 50% выпускников медвузов по разным причинам уклоняются от обязательств, взятых в рамках участия в программе целевого набора. Как считают в правительстве, проблема – в наполнении самих договоров. Приблизительно в половине из них для молодого специалиста не предусмотрены меры социальной поддержки. А в большинстве случаев в таких соглашениях вообще не указан срок, который выпускник обязан отработать на предприятии. «То есть это, по сути, профанация. Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать фиктивно, хоть один день. В результате бюджетные деньги потрачены, а та или иная государственная структура, школа или больница так и не дождались молодого специалиста», - констатировал глава Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Заказчики целевого обучения – как правило, региональные и муниципальные власти. В то время как непосредственный работодатель, то есть та же школа, больница, предприятие,  органы государственного управления, которые должны быть заинтересованы в трудоустройстве выпускника, зачастую вообще не участвуют в подготовке и подписании этого соглашения. Сейчас законодательство практически не позволяет подвергнуть отказавшегося от исполнения договора выпускника каким-либо санкциям, чтобы вернуть государству потраченные на его обучение деньги. То есть механизм есть, но он юридически неэффективен. «Мы связываем это с рядом причин – с отсутствием у регионов средств для оказания мер социальной поддержки, с очень низкой заинтересованностью самих работодателей», - пояснила глава Министерства образования РФ Ольга Васильева.

Сильная ответственность

В целях повышения эффективности целевого приема и обучения сейчас разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”». В нем оговаривается заключение трехстороннего договора о целевом обучении с указанием минимального срока трудовой деятельности по окончании обучения (не менее трех лет в организации, указанной в договоре, на прописанных в нем условиях). Договор заключается  между образовательной организаций, заказчиком и абитуриентом до начала приемной кампании. Причем последней стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в нем взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз. Образовательное учреждение оценивает качество договора и в случае отсутствия в нем четко прописанных обязательств и ответственности сторон должно отказаться от его подписания и не принимать данного абитуриента в пределах квоты целевого приема. Есть и еще несколько предложений по повышению эффективности процесса. Например, организация конкурсов в пределах квоты целевого приема. А также внесение в него критериев успешности освоения образовательной программы студентом.

Сами субъекты РФ, считают, что контролируют процесс, ссылаясь на высокий показатель «целевых» студентов, которые вернулись и отработали свои обязательства

Впрочем, сами субъекты РФ считают, что контролируют процесс. В Хабаровском крае, например, показатель «целевых» студентов, которые вернулись и отработали свои обязательства, составляет 70%. В отделе государственной службы и кадров Минздрава Рязанской области «МВ» рассказали, что в их регионе показатель вернувшихся домой «целевиков» медицинских специальностей составляет 94%. В 2015 году из 31 специалиста, получившего диплом о высшем медицинском образовании, устроились на работу 29 человек, в 2016 году – 43 из 46. Правда, тех, кто получает дипломы, в принципе меньше, чем на старте. Ежегодно в рамках целевого приема от региона поступают в медицинские вузы примерно 70 человек. Часть «теряется» по пути, кого-то отчисляют за неуспеваемость, кто-то уходит в академический отпуск.

В Департаменте правового и кадрового обеспечения Министерства здравоохранения  Самарской области «МВ» сообщили, что показатель возврата «целевых» выпускников в их регионе составляет 80-85%. «Ежегодно в рамках целевого приема регион обучает 300 человек. Со всеми заключен двухсторонний договор об обучении с медицинской организацией, в котором оговорены штрафные санкции и меры социальной поддержки. Мы считаем, что у нас хорошие показатели. Каждый главный врач отслеживает своих выпускников и отвечает перед региональным Минздравом, чтобы тот отработал. Университет информирует нас, куда планируют трудоустроиться молодые специалисты, а мы потом по единой системе отслеживаем появление их фамилий в единой базе данных. Если человек не появляется через определенное время, мы связываемся с медучреждением или само учреждение нас ставит в известность, что потенциальный сотрудник сбежал», – рассказал руководитель Департамента правового и кадрового обеспечения Минздрава Самарской области Денис Бутолин. С тех же, кто отрабатывать отказался, регион взыскивает деньги через суд. Такая практика начата в прошлом году, и уже набралось полтора десятка решений судов в пользу субъекта.

В Пензенской области по итогам прошлого года штрафные санкции применили к 10 специалистам. Еще пятеро в ходе досудебного разбирательства в итоге пошли работать в систему здравоохранения. В Хабаровском крае за последнее время из восьми человек, которые не пришли, двое вернули сами деньги, а шестеро – по суду.

В Тверской области возврат выпускников-медиков составляет примерно 70%. «С 2014 года мы начали практику ежегодных выплат целевикам на региональном уровне в размере 24 тысяч рублей ежегодно. Таким образом, появился реальный юридический механизм влияния на них, так как необходимость возвращения этих сумма указана в договоре. Конечно, есть и те, кто не доучивается, есть те, кто уходит, просто поняв, что это не их специальность. Да, часть выпускников уезжают, как правило, в Московскую область. Естественно, мы судимся, но пока без особых успехов. Причина в отсутствии мер социальной поддержки в отношении тех, кто поступал до 2014 года, конституционное право на высшее образование», – сообщил «МВ» начальник управления организационно-правового и кадрового обеспечения Министерства здравоохранения Тверской области Владимир Карп.

С кнутом и пряником

Юристы трактуют такие дела неоднозначно. «Как правило, отказ гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству влечет взыскание стоимости обучения в судебном порядке. Однако положительное решение суда еще не дает гарантий фактического возврата государству потраченных бюджетных средств. Ведь процедура исполнения судебного акта может оказаться длительной и трудозатратной. Необходимо работать не над повышением эффективности механизма возврата денежных средств, а на предупреждение таких ситуаций. На практике государство может идти на увеличение штрафных санкций для граждан в случае их отказа от поступления на работу», – считает юрист VEGAS LEX Анастасия Чередова.

В Курской области показатель возвращения выпускников в медучреждения региона для отработки в 2014 году составлял 94%. В 2016 году после интернатуры трудоустроились 85,4%, после ординатуры 81,8% выпускников соответственно. «Есть поручение Правительства РФ о внесении изменений в закон об образовании, где будет предусмотрено заключение трехстороннего договора между образовательной организацией, организацией-заказчиком и обучающимся. Это гарантирует усиление ответственности в плане возвращения денежных средств, если гражданин не исполнил обязательства по трудоустройству. То есть эти штрафы, неустойки он будет возвращать. В некоторых регионах такой формат договора уже действует. Поэтому и показатели такие хорошие», - рассказала начальник управления организационной, правовой и кадровой работы Комитета здравоохранения Курской области Алла Сусликова.

Как сообщила недавно глава Минздрава РФ Вероника Скворцова, 54% выпускников будущего года – выпускники целевой подготовки. Это те специалисты, которые могут сразу после окончания вуза работать в первичном звене. По словам министра, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» проводил расчеты, из которых следует, что через два-три года дефицит врачей в первичном звене будет ликвидирован во всех регионах. В 2015 году, по данным ОНФ, дефицит специалистовмедиков в стране оценивался в 40 тысяч.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.