Главное — процесс

12.01.2021
08:54
План реализации Стратегии развития здравоохранения должен был сузить масштабные задачи до конкретных мероприятий, обозначить дедлайны и назначить ответственных. Однако опрошенные для итогового номера Газеты российского врача 2020 года эксперты указывают на абстрактные формулировки «дорожной карты» и «белые пятна». «МВ» сравнил документы и выделил направления, которые останутся без внимания властей предержащих в ближайшей перспективе.

В конце ноября правительство опубликовало план мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения до 2025 года (распоряжение № 3155-р от 28.11.2020). Стратегию, утвержденную указом президента в июне 2019 года, по срокам увязали с несколькими документами, в том числе с нацпроектами «Здравоохранение» и «Демография», госпрограммой «Развитие здравоохранения», стратегиями противодействия распространению ВИЧ-инфекции, принципами модернизации первичного звена и т.д.

Различие в пунктах

Правительственный план мероприятий регламентирует, как именно российская медицина будет достигать целей, поставленных президентом, и кто за это будет отвечать. В нем должны быть перечислены конкретные действия, которые нужно предпринять для того, чтобы выполнить стратегические задачи. Иными словами, это «дорожная карта», инструкция, как попасть из точки «А» в точку «Б», где «А» — состояние здравоохранения в 2019 году, а «Б» — целевые показатели 2025 года.

План должен формулироваться так, чтобы можно было отследить, насколько полно выполнена стратегия, содержать конкретные мероприятия и выделенные на них ресурсы, считает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. По ее мнению, сейчас в плане отсутствует самое главное: KPI, четкие, оцифрованные, контролируемые показатели достижения поставленных целей. Но документ составлен абстрактно, его позиции затруднительно трактовать.

Из-за расплывчатости формулировок план нельзя считать развернутой «дорожной картой». Он лишь устанавливает сроки предоставления документов от ответственных исполнителей по 20 пунктам (стратегия содержит 63 пункта и подпункта), констатирует первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко.

Так, например, некоторые мероприятия плана сформулированы следующим образом: «Совершенствование подходов к организации оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций», «Разработка и внедрение законодательных механизмов, направленных на расширение объема оказания первой помощи», «Совершенствование оказания психиатрической и наркологической помощи населению», «Установление основ государственного регулирования в области обеспечения биологической безопасности» и т.д.

Постатейно анализировать правительственный план бесполезно, так как большинство показателей для мониторинга определяют процесс, а не конечный результат, считает Прохоренко. А предусмотренное на сферу здравоохранения финансирование, с его точки зрения, не позволяет достичь основных целей социально-экономического развития — показателей ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), ожидаемой продолжительности здоровой жизни и преодоления нарастающего демографического кризиса.

Недостающие детали

Несколько целевых направлений развития здравоохранения, закрепленных в стратегии, не включены в «дорожную карту» и не фигурируют в отраслевых документах, на которые ссылается правительственный план. Среди них: совершенствование трансфузиологической помощи в медорганизациях; разработка и внедрение новых методов регенеративной медицины, в том числе с применением биомедицинских клеточных продуктов; разработка и внедрение киберпротезов и человеко-машинных интерфейсов и создание сети биобанков и депозитариев биологических материалов человека.

«МВ» направил запросы в Минздрав и правительство с просьбой прокомментировать, почему из плана выпали эти пункты стратегии.

По мнению генерального директора ОАО «Институт стволовых клеток человека», основателя Центра генетики и репродуктивной медицины Genetico Артура Исаева, биобанкирование не вошло в «дорожную карту» из-за преждевременности этой идеи. «Мы пока не используем даже те инструменты повышения эффективности здравоохранения, которые точно дают результаты: скрининг злокачественных новообразований, профилактику генетических заболеваний, связанных со скринингом беременных», — отметил он.

Правовое регулирование биобанкирования в России находится только на стадии «осознания», к тому же проект требует слишком серьезных финансовых вложений, считает Исаев.

Переработки требует не только план, но и стратегия, уверен Прохоренко. На момент создания документа невозможно было предсказать условия, в которых окажется система здравоохранения в 2020 году. По его мнению, с учетом срыва целевых показателей системы здравоохранения из-за пандемии COVID-19 стратегию нужно кардинально переписать или хотя бы актуализировать с учетом анализа текущей ситуации и научно обоснованных выводов из нее.

По мнению Попович, сейчас в плане отсутствует самое главное: KPI, четкие, оцифрованные, контролируемые показатели достижения поставленных целей.

Коррективы от COVID-19

Впрочем, в представленный в разгар борьбы с коронавирусом план вошли пункты, которых не было в стратегии. Так, уже к середине 2021 года Минздрав и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций должны отчитаться о создании единой системы регистрации фактов и причин смерти на базе ЕГИСЗ. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения уже заявил о намерении модернизировать сбор и анализ годовой отчетности медучреждений, эту необходимость продиктовала пандемия COVID-19.

«Дорожная карта» включает также мероприятия по совершенствованию многоуровневой системы государственных судебно-экспертных учреждений.

Однако, учитывая стилистику документа, сложно разобрать, какие задачи поставлены в изъявительном, а какие в сослагательном наклонении. Формулировки пунктов плана, как и тезисы стратегии, позволяют отчитаться с какой-то активностью по всем направлениям без особой пользы для конечных целей, считает Прохоренко.

Стратегия — это не устав, а видение цели и определение направлений движения к ней, подчеркивает управляющий директор Центра медицинских продуктов и сервисов ПАО «Сбербанк», председатель Совета директоров «СберЗдоровье» Юрий Крестинский.

«Нет ничего страшного в том, чтобы стратегия на этапе реализации актуализировалась, корректировалась по целям и срокам. Я не вижу тут противоречий. Но выпадение из плана сегментов, определяющих инновационное развитие системы здравоохранения, конечно, вызывает определенные вопросы», — говорит он.

Финансовый дефицит

Ранее Минздрав перекроил финансирование и снизил целевые показатели госпрограммы «Развитие здравоохранения» — основного документа, в соответствии с которым наравне с планом реализуется стратегия. Ведомство скорректировало цели по продолжительности жизни, смертности от болезней системы кровообращения и новообразований. На достижение актуализированных показателей потратят дополнительно 398 млрд руб.

Корректировка показателей созвучна с бюрократически осторожной тональностью, в которой выдержан план, утверждает Прохоренко. Он сомневается, что увеличение финансирования сможет значительно повлиять на перспективы достижения целей госпрограммы. По его оценке, для выравнивания структуры расходов медорганизаций в 2020 году было необходимо дополнительно не менее 600 млрд руб.

Правительственный план лишь доказывает, что основные цели стратегии не будут достигнуты. Более того, они не были бы достигнуты и в отсутствие пандемии коронавируса, заключает Прохоренко.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.