Умственная отсталость у взрослых

Сокращения
МКБ-10
F70Умственная отсталость легкой степениF71Умственная отсталость умереннаяF72Умственная отсталость тяжелаяF73Умственная отсталость глубокаяF78Другие формы умственной отсталостиF79Умственная отсталость неуточненная

1. 2016 Клинические рекомендации "Умственная отсталость у взрослых" (Российское общество психиатров).

Определение

По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70–79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

Терминология

Критерии оценки качества медицинской помощи

Критерии качества

Уровень достоверности доказательств

Уровень убедительности рекомендаций

Стационарноелечение

1

Выполнено развернутое клинико-психопатологическое обследование

А

1

2

Выполнено терапия антипсихотиками (нейролептиками) (при наличии выраженных сопутствующих расстройств поведения не позднее 3-х дней от момента их диагностики, при отсутствии медицинских противопоказаний)

В

2

3

Достигнуто улучшение социального функционирования пациента 

В

2

4

Достигнута редукция сопутствующей психопатологической симптоматики

В

Амбулаторное лечение

1

Выполнен осмотр врачом-психиатром не реже 4 раз в год

А

1

2

Выполнено развернутое клинико-психопатологическое обследование

А

1

3

Выполнено назначение терапии антипсихотиками (нейролептиками) (при наличии выраженных сопутствующих расстройств поведения не позднее 3-х дней от момента их диагностики, при отсутствии медицинских противопоказаний)

В

2

4

Достигнуто улучшение социального функционирования

В

2

5

Достигнута редукция сопутствующей психопатологической симптоматики

В

2

Уровни достоверности доказательств и уровни убедительности рекомендаций

Рекомендации снабжены системой оценки доказательности, согласно иерархии достоверности, научных данных (следует отметить, что невысокий уровень доказательности – не всегда свидетельство ненадежности данных):

А - доказательства убедительны: есть веские доказательства предлагаемому утверждению, которые получены на основании одного, хорошо спланированного, или нескольких рандомизированных клинических исследований (РКИ) или большого систематического обзора (мета-анализа) РКИ.

В - относительная убедительность доказательств: есть достаточно доказательств в пользу того, чтобы рекомендовать данное предположение. Доказательства получены на основании по крайней мере одного контролируемого исследования или систематического обзора когортных исследований или РКИ.

С - доказательства из неконтролируемых исследований или описание случаев/мнений экспертов

С1 - неконтролируемые исследования

С2 - описания случаев

С3 - мнение экспертов или клинический опыт

D - неоднородные результаты

Положительные РКИ перевешиваются примерно равным количеством исследований с отрицательным результатом.

Е - отрицательные доказательства. Достаточно отрицательных доказательств: имеется достаточно доказательств, чтобы рекомендовать отказаться от применения данного лекарственного средства или метода лечения в определенной ситуации.

F - недостаточно доказательств.