В ходе исследования, опубликованного в последнем выпуске научного журнала «Proceedings of the National Academy of Sciences» (PNAS), ученые старались найти ответы на вопросы о причинах этой патологии и возможностях ее профилактики.
Несмотря на то, что большинство факторов, ответственных за разрушение головного мозга, доподлинно неизвестны, к ним, как правило, причисляют стресс, накопление в организме вредных веществ и воспалительные процессы. Но раз есть причины, усиливающие разрушительные процессы в мозге, то должны быть и факторы, тормозящие их, восстанавливая и защищая головной мозг.
Ученые из университетов Бона и Майнца обнаружили ранее неизвестную функцию каннабиноидного рецептора первого типа (CB1) – белка, связывающего определенные вещества (каннабиноиды), активизирующие различные ощущения, и определяющего реакцию на них. Напомним, что «в рядах» каннабиноидов находятся и активные агенты посевной конопли (например, THC) и эндоканнабиноиды, синтезируемые в организме человека при участии CB1 рецепторов.
Именно CB1-рецепторы отвечают за формирование зависимости при курении конопли, но они же, как оказалось, имеют сильное влияние на работоспособность головного мозга.
Ученые выбрали для эксперимента лабораторных мышей разных возрастных категорий – мышат шести недель от роду, пятимесячных (молодых) мышей и «стариков» старше года. В каждой группе у некоторых мышей действие CB1 рецепторов было заблокировано, и такие мыши явно отличались от остальных. Так, грызуны, лишенные CB1 рецепторов, с большим трудом выполняли задания, причем отличие от сверстников было тем более явным, чем старше была мышь. В следующем эксперименте ученые, наоборот, активизировали синтез CB1 рецепторов, и оказалось, что это способствует улучшению умственной активности мышей.
«Если выключить рецепторы CB1, то мозг мыши старее намного быстрее, – говорит профессор института молекулярной психиатрии при университете в Бонне (Institut für Molekulare Psychiatrie at the University of Bonn) и ведущий автор статьи Андреас Циммер. – Нам потребуются новые исследования, но, похоже, что теперь можно довольно радикально повлиять на скорость старения мозга».