Обсуждая 7 декабря в ИА «Гарант» правовые новеллы закона, юристы и эксперты сошлись во мнении, что принятый закон не сможет в полной мере защитить права медиков в ЛПУ.
По словам старшего преподавателя кафедры управления и экономики здравоохранения ВШЭ Михаила Югая, сегодня главные врачи медучреждений до сих пор не понимают, каким образом вводить и организовывать у себя в учреждении платные медуслуги. По его словам, консультируя главного врача МУЗ по вопросу организации платных услуг, специалисты ВШЭ сразу же столкнулись с проблемой отсутствия у главы МУЗ понимания правового разделения платности и бесплатности медицинских услуг. Перед врачом встала дилемма - использовать ли оборудование, приобретенное за бюджетные деньги, а также больничные палаты, отремонтированные за деньги бюджета, в оказании платных услуг, какие платные услуги можно оказывать по программе госгарантий, а какие медицинские услуги выходят за рамки квот госгарантий. Также масса вопросов касалась ценообразования, в частности, как формировать финансовую отчетность при оказании платных медуслуг. «В муниципальной больнице просто нет таких экспертов, которые смогут делать отчеты по прибыли, заниматься финансовым планированием, вести вопросы формирования и распределения фонда дополнительной оплаты труда», - подчеркивает Михаил Югай.
По его словам, неразрешенность этих вопросов может привести к обыкновенному беспорядку и конфликту в учреждении. Простое разделение больницы на платную зону и бесплатную не решит проблемы. «Можно, конечно, разделить здание пополам, а что потом? Кто будет решать организационные вопросы? Медицинский персонал муниципальных больниц не привык к сервису, у нас отсутствуют параметры квалификации персонала. Поэтому введение платных услуг потребует от учреждения организации соответствующей подготовки персонала, уверен Михаил Югай. Однако, по его мнению, учитывая сегодняшние ставки медперсонала, привлечь грамотных специалистов в организацию платных услуг для МУЗ станет серьезной проблемой.
В свою очередь, специалисты считают, что внедрение платных услуг приведет к необходимости создания соответствующего стандарта качества. «Потребитель не может оценить качество помощи. Он способен оценить только качество организации: ждал очереди или нет, нахамили ему, или были с ним приветливы. Все это относится к организации, а не к качеству медицинской помощи. Законодатель, разрабатывая стандарты, не предусмотрел, что каждый пациент индивидуален, и препарат и его объемы, входящие в стандарт бесплатной помощи, для всех не всегда может быть эффективен для конкретно человека. Поэтому нам остро необходимо разработать этот стандарт качества, который подразумевает применение тех или иных технологий в оказании медицинской помощи с учетом использования индивидуальных потребностей»,- считает зам. директора Национального НИИ общественного здоровья РАМН Александр Линденбратен. В свою очередь, заместитель директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ Фарит Кадыров, отметил, что разрабатывая стандарты, государство исходило из разумного компромисса потребностей пациента и финансовой возможности.
«В прежних условиях мы вообще не имели стандартов. Нельзя ждать от нового закона, что он будет идеальным, но то, что он стал лучше, это однозначно»,- отметил он.
Между тем, руководитель коммерческой практики гражданско-правового Департамента юридической компании «КЛИФФ» Елена Денисова отмечает необходимость разработки стандартов, которые бы несли в себе критерии защиты врача, в частности, разработать определенный стандарт предоставления пациенту информации, а также способы ее донесения. «Это защитит врача и организацию от многочисленных исков, которые, несомненно, возникнут у учреждения, которое примет решение осуществлять у себя платные медуслуги»,- уверена Елена Денисова.
Несмотря на ряд возможных проблем, связанных с применение нового закона, принятый документ содержит в себе и очевидные «победы». Так, по словам директора по юридическим вопросам социальной сети «Доктор на работе» Ивана Печерея, в законе четко прописан пункт, позволяющий медицинскому работнику требовать от организации надлежащего обеспечения своего рабочего места.