Закон «Об охране здоровья граждан». Инструкция по применению «платности»

09.12.2011
00:00
Обсуждая 7 декабря в ИА «Гарант» правовые новеллы закона, юристы и эксперты сошлись во мнении, что принятый закон не сможет в полной мере защитить права медиков в ЛПУ.

По словам старшего преподавателя кафедры управления и экономики здравоохранения ВШЭ Михаила Югая, сегодня главные врачи медучреждений до сих пор не понимают, каким образом вводить и организовывать у себя в учреждении платные медуслуги. По его словам, консультируя главного врача МУЗ по вопросу организации платных услуг, специалисты ВШЭ сразу же столкнулись с проблемой отсутствия у главы МУЗ понимания правового разделения платности и бесплатности медицинских услуг. Перед врачом встала дилемма - использовать ли оборудование, приобретенное за бюджетные деньги, а также больничные палаты, отремонтированные за деньги бюджета, в оказании платных услуг, какие платные услуги можно оказывать по программе госгарантий, а какие медицинские услуги выходят за рамки квот госгарантий. Также масса вопросов касалась ценообразования, в частности, как формировать финансовую отчетность при оказании платных медуслуг. «В муниципальной больнице просто нет таких экспертов, которые смогут делать отчеты по прибыли, заниматься финансовым планированием, вести вопросы формирования и распределения фонда дополнительной оплаты труда», - подчеркивает Михаил Югай.

По его словам, неразрешенность этих вопросов может привести к обыкновенному беспорядку и конфликту в учреждении. Простое разделение больницы на платную зону и бесплатную не решит проблемы. «Можно, конечно, разделить здание пополам, а что потом? Кто будет решать организационные вопросы? Медицинский персонал муниципальных больниц не привык к сервису, у нас отсутствуют параметры квалификации персонала. Поэтому введение платных услуг потребует от учреждения организации соответствующей подготовки персонала, уверен Михаил Югай. Однако, по его мнению, учитывая сегодняшние ставки медперсонала, привлечь грамотных специалистов в организацию платных услуг для МУЗ станет серьезной проблемой.

В свою очередь, специалисты считают, что внедрение платных услуг приведет к необходимости создания соответствующего стандарта качества. «Потребитель не может оценить качество помощи. Он способен оценить только качество организации: ждал очереди или нет, нахамили ему, или были с ним приветливы. Все это относится к организации, а не к качеству медицинской помощи. Законодатель, разрабатывая стандарты, не предусмотрел, что каждый пациент индивидуален, и препарат и его объемы, входящие в стандарт бесплатной помощи, для всех не всегда может быть эффективен для конкретно человека. Поэтому нам остро необходимо разработать этот стандарт качества, который подразумевает применение тех или иных технологий в оказании медицинской помощи с учетом использования индивидуальных потребностей»,- считает зам. директора Национального НИИ общественного здоровья РАМН Александр Линденбратен. В свою очередь, заместитель директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ Фарит Кадыров, отметил, что разрабатывая стандарты, государство исходило из разумного компромисса потребностей пациента и финансовой возможности.

«В прежних условиях мы вообще не имели стандартов. Нельзя ждать от нового закона, что он будет идеальным, но то, что он стал лучше, это однозначно»,- отметил он.

Между тем, руководитель коммерческой практики гражданско-правового Департамента юридической компании «КЛИФФ» Елена Денисова отмечает необходимость разработки стандартов, которые бы несли в себе критерии защиты врача, в частности, разработать определенный стандарт предоставления пациенту информации, а также способы ее донесения. «Это защитит врача и организацию от многочисленных исков, которые, несомненно, возникнут у учреждения, которое примет решение осуществлять у себя платные медуслуги»,- уверена Елена Денисова.

Несмотря на ряд возможных проблем, связанных с применение нового закона, принятый документ содержит в себе и очевидные «победы». Так, по словам директора по юридическим вопросам социальной сети «Доктор на работе» Ивана Печерея, в законе четко прописан пункт, позволяющий медицинскому работнику требовать от организации надлежащего обеспечения своего рабочего места.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.