По словам замминистра, один больной туберкулезом за год заражает от 6 до 20 человек. А потому пациенты, не желающие проходить лечение, представляют серьезную эпидемиологическую опасность.
В то же время при активном сотрудничестве пациента с фтизиатрической службой шансы излечить туберкулез составляют 90-95%. Для этого сегодня применяются достаточно эффективные и современные методы консервативного и хирургического лечения, ассортимент которых достаточно широк.
«В прошедшем году только на лекарственные препараты для лечения туберкулеза было потрачено 112 млн руб. из областного бюджета, а также 80 млн руб. привлечено из федерального бюджета, – рассказал Сергей Турков. – Однако никаких денег не хватит, если человек не желает лечиться».
За 2010 г. в Свердловской области выявлено 4529 больных туберкулезом, из которых умерло от туберкулеза, по предварительным данным, 773 человека, что на 100 человек меньше, чем в 2009 г.
Однако эффективность лечения заболевших в среднем составляет лишь 60%, остальные пополняют ряды больных хроническими формами туберкулеза. При этом многие из них остаются бактериовыделителями, что поддерживает распространение инфекции среди населения.
В России сегодня нет четко работающего правового механизма, позволяющего обеспечить предусмотренный законодательством контроль за ходом лечения каждого пациента. В существующей системе больной туберкулезом может по своей инициативе безнаказанно покинуть лечебное учреждение, прекратить прием препаратов. Механизм принудительного лечения эффективно действует лишь в государственной системе исполнения наказаний (ГУФСИН).
«Если выясняется, что в исправительном учреждении находится больной туберкулезом, его в обязательном порядке отправляют в специальное лечебно-исправительное учреждение. Там он под жестким контролем получает нужное лечение, - объяснил главный специалист-фтизиатр медицинского управления ГУФСИН РФ по Свердловской области Алексей Огурцов. – Однако если у больного заканчивается срок наказания, и он еще не долечился, проконтролировать преемственность лечения государственный аппарат может не в полной мере. 30% освободившихся больных попросту не встают на учет в тубдиспансеры по месту жительства».
Представители Минздрава, ГУФСИН и областного тубдиспансера сошлись в необходимости реально работающего механизма контроля лечения туберкулеза. Его
внедрение позволит значительно улучшить эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу.
- В то же время все мы должны понимать, что принудительные лечение, строгий внешний контроль – это крайние меры. Важно, чтобы каждый самостоятельно заботился о собственном здоровье, о здоровье окружающих. В первую очередь – членов своей семьи, - добавил в заключение Сергей Скорняков.