Как выяснилось в ходе опроса, наиболее популярным средством профилактики гриппа в отечественных компаниях является вакцинация сотрудников (37%). «Для работников процедура бесплатная, медики сами приезжают делать прививки, оплачивает работодатель»; «проводится обязательная вакцинация, что позволяет снизить уровень заболеваемости на 50-70%», комментируют представители компаний.
Далее с большим отрывом следует такой метод предотвращения распространения заболевания, как отправка заболевших сотрудников домой (5%): «Происходит моральное давление на работников с явными признаками недомогания с целью выдворения их из офиса для лечения на дому»; «заболевших отправляем домой», говорят участники опроса.
По 3% организаций используют народные средства (лук, чеснок, лимон) и БАДы, по 2% - повязки и маски, противовирусные препараты (оксолиновая мазь) и проводят «профилактические беседы» с сотрудниками о пользе здорового образа жизни. Такие методы, как санобработка и проветривание помещений, раздача сотрудникам иммуностимуляторов, занятия спортом и регулярные медосмотры, предпочитают по 1% компаний.
Среди прочих мер (5%) – «инвестиции в здоровье сотрудников и их семей», «рассредоточение на местности», «тёплая спецодежда» и «установка в помещениях офиса приборов, ионизирующих воздух».
Российские работодатели стали чаще вакцинировать своих сотрудников (37% по сравнению с 30% в октябре прошлого года). В то же время число компаний, не предпринимающих никаких мер для профилактики гриппа, наоборот, сократилось (с 48% в октябре 2009 года до 37% в настоящее время).
Что же касается самих россиян, то более половины из них (54%) считают, что вакцинация от гриппа – это «бессмысленная трата времени и денег», «хитрый маркетинговый ход от фармацевтических компаний». Интересно, что количество противников прививок от гриппа растёт с каждым годом (в январе 2008 года таких было 48%, в феврале 2009 – 52%).
За ежегодную вакцинацию высказались 22% респондентов. Среди сторонников прививок больше мужчин (25% против 20% среди женщин). Кроме того, в эффективности вакцины против гриппа чаще остальных уверены россияне моложе 24 лет (28%).
Затруднились с ответом 24% опрошенных. Среди их комментариев есть и такие: «Не уверена, что это нужно, особенно в то время, когда их начинают делать, ибо к тому моменту многие уже заболели и имеют сниженный иммунитет», «затрудняюсь ответить, поскольку не обладаю всей информацией и не могу взвесить все положительные и отрицательные стороны вакцинации. Сам не прививаюсь уже долгое время и ни разу не заразился».