В открытые сети попасть гораздо проще, достаточно зарегистрироваться, и ты уже имеешь доступ к интересующей информации. Иначе обстоит дело с закрытыми сообществами. Это особый вид сетей, куда простой смертный, не имея медицинского образования, попасть просто не может. Отбор в такие группы проходит по профессиональной принадлежности к медицинскому сообществу - вплоть до требования предоставить номер диплома и другие данные врача.
Виктория Саенко, директор по соцсетям социальной сети «Доктор на работе», считает, что свои преимущества имеют как открытые социальные сети, так и закрытые. По ее мнению, в общедоступных открытых сетях нет необходимости подтверждать свой статус, доказывать свою принадлежность к врачебному сообществу, в любой момент можно найти необходимую информацию, однако, если врачи собираются в открытой группе, есть большая вероятность, что информация группы или страницы будет также просматриваться и пациентами. Учитывая это, стиль общения и информация, ее подача в открытых и закрытых группах сильно отличается. «Врачи не любят публично обсуждать информацию, поэтому в открытых страницах мы наблюдаем сдержанность дискуссий и высказываний специалистов. В свою очередь, в открытых страницах, сетях пациенты часто любят «нападать» на врачей, поэтому чаще всего специалисты предпочитают участвовать и активно дискутировать в закрытых группах, где они уверены, что кроме коллег их никто не прочитает. В таких группах дискуссии иногда выливаются в горячие споры, что приходится даже примирять специалистов» - говорит Виктория Саенко.
Участие врачей в закрытых социальных сетях зачастую вызвано не только желанием получить своеобразную психотерапию, но и обсудить со специалистами случаи из практики, не тратя при этом время на анализ большого потока информации, который выдают нам поисковые системы.
Виктория Саенко отмечает, что один и тот же текст может активно восприниматься, к примеру, в «ВКонтакте» и быть недооцененным в сети «Фейсбук». «Скорее всего, на это влияет аудитория каждой социальной сети. В одной сети комментарии вдруг выливаются в одно направление, в другой мы встречаем шквал критики,»- рассуждает Виктория Саенко. Также она отмечает, что аудитория социальных сетей делится географически: например, в «Одноклассники.ru» присутствует больше врачей из СНГ, чем в других соцсетях, аудитория «ВКонтакте»- это специалисты таких мегаполисов, как Санкт- Петербург и Москва.
Сами же участники закрытых групп, практикующие врачи считают, что \"закрытость\" сети позволяет им в спокойной обстановке получать информацию, не боясь быть неправильно истолкованными пациентами.
Анна Михайлова, врач кардиолог, терапевт д. м. н. городской поликлиники №17 г. Тюмень, участник закрытой врачебной социальной сети считает, что в соцсети она восполняет недостаток настоящего профессионального общения с коллегами. «Конечно, я ежедневно общаюсь с коллегами по работе, но это общение, как правило, сводится к решению ежедневных будничных проблем, таких, как организация приема, направление пациентов, лекарственное обеспечение и т.п. Обсудить же сложные случаи в диагностике, лечении заболеваний с коллегами на работе просто некогда. В соцсети я публикую тему дискуссии и обсуждаю вопрос с профессионалами, которые знают проблему изнутри, а не по публикациям в СМИ и слухам».
Большим плюсом общения в закрытой сети, по словам Анны Михайловой, является возможность обсудить сложный клинический случай. «Бывает, что на работе нет возможности или просто не с кем посоветоваться в сложных ситуациях. Зачастую узкий врач специалист может быть вообще один и тогда приходиться полагаться только на свои знания и клинический опыт. В соцсети можно опубликовать клинический случай, чтобы услышать мнение не только врачей своей специальности, но и смежных специалистов и вместе прийти к решению проблемы, поставить диагноз или наметить план обследования и обсудить направление лечения в конкретном случае»,- считает Анна Михайловна.
По ее мнению, в закрытой сети нет и не может быть пациентов, и поэтому врач может открыто обсуждать все вопросы непосредственно с коллегами и не опасаться неверного истолкования высказываний пациентами.
Между тем, врач кардиолог 1 категории одной из городских больниц Нижнего Новгорода Степан Михайлов к открытым социальным сетям относится достаточно настороженно. «Врачи - народ консервативный. Мы привыкли держать медицинскую информацию в закрытом доступе, хранить врачебную тайну, оставлять ее в пределах ординаторских, поэтому если врачи участвуют в открытых соцсетях, то обычно свое общение они сводят к общим темам. Большее доверие у медиков вызывают закрытые социальные сети, которые отличаются качественным контентом, постоянными обновлениями, контролем над качеством материалов и информации. В таких сетях строго следят за тем, чтобы обсуждаемая информация не становилась предметом всеобщего достояния»,- отмечает Степан Михайлов.
Подобными закрытыми профессиональными сообществами активно интересуются производители лекарств. «Это неудивительно, ведь там они имеют возможность получить достоверную информацию, что называется из первых уст.
Фармпроизводители часто заказывают таким сетям проведение различных опросов и получают гарантированное мнение, к примеру, 300 невропатологов или 500 эндокринологов»,- рассказывает Виктория Саенко. Иван Глушков, начальник управления по корпоративному развитию Stada CIS, считает, что активное использование социальных сетей фармкомпаниями ограничивается этическими нормами отрасли. «Исключения составляют социальные сети, ориентированные на врачей»,- отмечает Иван Глушков