Возможность частичного дистанционного образования перед специалистами девяти российских регионов откроет пилотный проект Минздрава России по интеграции современных дистанционных и традиционных форм постдипломного образования, инициированный Национальной медицинской палатой.
Проект, стартующий в декабре 2013 года, предполагает объединение в рамках системы повышения квалификации врачей двух направлений: традиционного аудиторного обучения и образовательной активности on-line - участие в вебинарах ведущих российских профессоров, членов профессиональных медицинских обществ, самостоятельное обучение и т.д.
- Базируясь на международном опыте, мы хотим перестроить систему, сделать последипломное образование непрерывным, чтобы доктор повышал свою квалификацию в объеме не менее 250 часов за пять лет или 50 часов ежегодно, вместо 144 часов один раз в пять лет, как сейчас. Дистанционные информационные технологии дают нам такую возможность – доносить до врача самую актуальную информацию независимо от места жительства и в удобное для него время, - сообщила один из разработчиков проекта, директор Московского НИИ организации здравоохранения, руководитель Комиссии по развитию непрерывного медицинского образования Национальной медицинской палаты Гузель Улумбекова.
Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на предстоящий год, выбирая из программы наиболее значимые для него темы. Учет образовательной активности будет происходить в часах, или кредитах (1 час, как правило, равен 1 кредиту).
Вся информация, накопленная работником за пять лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана развития. Этот отчет-портфолио, благодаря информационным технологиям, будет создан не только на бумаге, но и в сети Интернет, на специальном портале SovetNMO.ru. И самое главное, в процессе повышения квалификации врачей будут принимать участие профессиональные некоммерческие медицинские организации по специальностям.
Впрочем, некоторые участники встречи, высказали сомнения в том, что система сможет стать успешной в существующих реалиях.
- Форма, которая была предложена, получила полную поддержку всех профессиональных медицинских обществ, но есть несколько «подводных камней», которые могут затруднить реализацию проекта: отставание нормативно-правовой базы, низкий уровень технической оснащенности ЛПУ в ряде регионов, высокие нагрузки на практикующих медработников из-за нехватки кадров, – отметил президент Российского научного медицинского общества терапевтов, академик РАМН Анатолий Мартынов.
Главной предпосылкой к улучшению ситуации с организацией постдипломного образования медиков, по его мнению, может стать целенаправленная работа по устранению основных недостатков организации медицинской помощи в первичном звене, успех которой, как он считает, обеспечит решение о перераспределении финансовых потоков с закупок дорогостоящей диагностической техники на переоснащение кабинетов и повышение зарплат специалистов.
Сами медработники в качестве основного препятствия к регулярному обновлению профессиональных знаний назвали чрезмерную нагрузку.
- В нашем учреждении почти все врачи работают на полторы ставки. А после окончания рабочего дня в поликлинике доктор, как правило, надевает свое пальто и идет по участкам. Когда, в таком случае, ему заниматься самообразованием? – посетовал заведующий терапевтическим отделением городской поликлиники Тулы Григорий Здановский.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.