Мы открываем новую рубрику, своеобразную театральную страницу, где режиссеры импровизированных медицинских спектаклей поведают читателям истории болезни и новости фармакотерапии социально значимых заболеваний.
Афиша этого номера: бессмертная трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта», или Артериальная гипертония (АГ) как главный виновник трагических исходов кардиоваскулярной патологии.
В один из октябрьских дней 2008 года в Московский театр им. Ленинского комсомола приехал Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев с приятной миссией — поздравить с 75-летним юбилеем художественного руководителя театра Марка Анатольевича Захарова. Во время беседы за чашкой чая вскользь была затронута грустная тема: о продолжительности жизни. «Она в стране пока не очень высокая, — посетовал Медведев, однако завершил тему с оптимизмом: — Но, кто посещает театр, живут дольше».
Театр означает место для зрелищ, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актера. Именно поэтому, по образному выражению К.С. Станиславского: «…Театр есть искусство отражать жизнь!»
Издавна всякий акт врачевания по необходимости был театральным действом. Приезжая в новый город, врач должен был сразу добиться признания, блистательно выступив перед публикой. Да и само лечение напоминало хорошо отрепетированную постановку, зрителями которого были больные, их родственники и друзья, ученики врача, просто праздные люди. И от того, насколько то или иное слово, каждый жест, поза, движение были правдивы и понятны зрителям, зависели и успех спектакля, и репутация врача, и в конечном счете результат лечения.
В этом плане небезынтересным является проведенное нами анкетирование более 1000 медицинских работников, преимущественно врачей первичного звена здравоохранения. На вопрос: «Какому из приведенных вариантов выступлений лектора вы отдаете большее предпочтение?» — основная часть респондентов ответила: тем, в которых содержатся элементы театральности (рис. 1), а на вопрос: «Что могло бы улучшить представляемый вам материал?» — почти половина считает: креативность лектора (рис. 2).
Не правда ли, эти ответы согласуются со словами Н.В. Гоголя: «Чем больше барьеров стоит перед художником, тем больше это повышает его прыгучесть и изобретательность».
Именно поэтому мы открываем новую рубрику, своеобразную театральную страницу, где режиссеры импровизированных медицинских спектаклей поведают читателям истории болезни и новости фармакотерапии социально значимых заболеваний.
Афиша этого номера: бессмертная трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта», или Артериальная гипертония (АГ) как главный виновник трагических исходов кардиоваскулярной патологии.
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Итак, кто же эти «две равно уважаемых семьи» в России сегодня? Ну, прежде всего, это пациент и врач, которые объединились вокруг одной огромной проблемы — АГ. Для ее решения создаются новые структуры, будь то кабинет доврачебного контроля поликлиники для раннего выявления повышенного АД или Школа по АГ для пациента, а «вражда» сохраняется, и отражением «кровопролитья» является, прежде всего, сохраняющаяся высокая распространенность АГ и ассоциированная с ней инвалидизация и смертность.
Шикарный бал на зависть всей Вероне
В честь совершеннолетия Джульетты
Собрал всю знать и важные персоны
Под своды замка рода Капулетти.
А это наш «шикарный бал», который касается и бедных, и богатых, и молодых, и старых, и женщин, и мужчин. Среди проанализированных нами 3239 протоколов аутопсий за 3 последних года в многопрофильном стационаре 48% приходится на заболевания сердца и сосудов (рис. 3).
Сегодня вечером у нас прием,
Мы ежегодный праздник задаем.
Здесь соберется множество народа.
И это множество свидетельствует о том, что АГ встречается в 46% среди всех умерших в стационаре и в 96% (!) — у умерших от кардиоваскулярной патологии (рис. 4).
Не ждали два враждующих семейства,
Что к ним на бал в числе гостей незримо
Пришла беда в обличье тройки неизвестных
Под маскою бродячих пилигримов.
Итак, что же это за «тройка пилигримов», приведшая за собой беду на наш бал? Это трагические исходы АГ, в том числе у больных с инфарктом миокарда в 94% случаев у женщин и в 75% — у мужчин, при инсульте — в 95%, независимо от пола и при сочетании инфаркта и инсульта у мужчин в 86% и у женщин — в 96% (рис. 5—7).
Ситуация осложняется еще и тем, что пациенты, умершие от инфаркта миокарда и инсульта, помимо АГ имеют большое количество сопутствующей и фоновой патологии.
— Ах няня…
— Вот и ах! Мы не минуем смерти.
Так, только 17% мужчин и 32% женщин с инфарктом миокарда и 14% и 23% соответственно при инсульте не имели коморбидного фона (рис. 8 и 9). Естественно, что при таком сочетании проблема выбора гипотензивного препарата представляет большие трудности.
Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье — необдуманности ради
Смешенье яда и противоядья.
Таким примером «яда и противоядья» может служить следующий случай пациентки Г.П. К-ой, 76 лет, скончавшейся от комбинированных заболеваний (рис. 10—14).
Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что:
1. Частота АГ и острых сосудистых событий взаимосвязана.
2. Однако реально осознать и документировать эти факты возможно только при анализе аутопсий.
3. Высокая коморбидность у больных с артериальной гипертензией свидетельствует о трудности в выборе нужного гипотензивного препарата.
Чем лучше цель,
Тем целимся мы метче!
На этом и заканчивается первый акт. Мы обязательно продолжим спектакль, но после небольшого антракта…
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.