Врач и пациент... Монтекки и Капулетти современной медицины

08.07.2009
00:00
А.Л. ВЕРТКИН, А.С. СКОТНИКОВ. Кафедра клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи МГМСУ.

Мы открываем новую рубрику, своеобразную театральную страницу, где режиссеры импровизированных медицинских спектаклей поведают читателям истории болезни и новости фармакотерапии социально значимых заболеваний.

Афиша этого номера: бессмертная трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта», или Артериальная гипертония (АГ) как главный виновник трагических исходов кардиоваскулярной патологии.

В один из октябрьских дней 2008 года в Московский театр им. Ленинского комсомола приехал Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев с приятной миссией — поздравить с 75-летним юбилеем художественного руководителя театра Марка Анатольевича Захарова. Во время беседы за чашкой чая вскользь была затронута грустная тема: о продолжительности жизни. «Она в стране пока не очень высокая, — посетовал Медведев, однако завершил тему с оптимизмом: — Но, кто посещает театр, живут дольше».

Театр означает место для зрелищ, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актера. Именно поэтому, по образному выражению К.С. Станиславского: «…Театр есть искусство отражать жизнь!»

Издавна всякий акт врачевания по необходимости был театральным действом. Приезжая в новый город, врач должен был сразу добиться признания, блистательно выступив перед публикой. Да и само лечение напоминало хорошо отрепетированную постановку, зрителями которого были больные, их родственники и друзья, ученики врача, просто праздные люди. И от того, насколько то или иное слово, каждый жест, поза, движение были правдивы и понятны зрителям, зависели и успех спектакля, и репутация врача, и в конечном счете результат лечения.

В этом плане небезынтересным является проведенное нами анкетирование более 1000 медицинских работников, преимущественно врачей первичного звена здравоохранения. На вопрос: «Какому из приведенных вариантов выступлений лектора вы отдаете большее предпочтение?» — основная часть респондентов ответила: тем, в которых содержатся элементы театральности (рис. 1), а на вопрос: «Что могло бы улучшить представляемый вам материал?» — почти половина считает: креативность лектора (рис. 2).

Не правда ли, эти ответы согласуются со словами Н.В. Гоголя: «Чем больше барьеров стоит перед художником, тем больше это повышает его прыгучесть и изобретательность».

Именно поэтому мы открываем новую рубрику, своеобразную театральную страницу, где режиссеры импровизированных медицинских спектаклей поведают читателям истории болезни и новости фармакотерапии социально значимых заболеваний.

Афиша этого номера: бессмертная трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта», или Артериальная гипертония (АГ) как главный виновник трагических исходов кардиоваскулярной патологии.

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Итак, кто же эти «две равно уважаемых семьи» в России сегодня? Ну, прежде всего, это пациент и врач, которые объединились вокруг одной огромной проблемы — АГ. Для ее решения создаются новые структуры, будь то кабинет доврачебного контроля поликлиники для раннего выявления повышенного АД или Школа по АГ для пациента, а «вражда» сохраняется, и отражением «кровопролитья» является, прежде всего, сохраняющаяся высокая распространенность АГ и ассоциированная с ней инвалидизация и смертность.

Шикарный бал на зависть всей Вероне

В честь совершеннолетия Джульетты

Собрал всю знать и важные персоны

Под своды замка рода Капулетти.

А это наш «шикарный бал», который касается и бедных, и богатых, и молодых, и старых, и женщин, и мужчин. Среди проанализированных нами 3239 протоколов аутопсий за 3 последних года в многопрофильном стационаре 48% приходится на заболевания сердца и сосудов (рис. 3).

Сегодня вечером у нас прием,

Мы ежегодный праздник задаем.

Здесь соберется множество народа.

И это множество свидетельствует о том, что АГ встречается в 46% среди всех умерших в стационаре и в 96% (!) — у умерших от кардиоваскулярной патологии (рис. 4).

Не ждали два враждующих семейства,

Что к ним на бал в числе гостей незримо

Пришла беда в обличье тройки неизвестных

Под маскою бродячих пилигримов.

Итак, что же это за «тройка пилигримов», приведшая за собой беду на наш бал? Это трагические исходы АГ, в том числе у больных с инфарктом миокарда в 94% случаев у женщин и в 75% — у мужчин, при инсульте — в 95%, независимо от пола и при сочетании инфаркта и инсульта у мужчин в 86% и у женщин — в 96% (рис. 5—7).

Ситуация осложняется еще и тем, что пациенты, умершие от инфаркта миокарда и инсульта, помимо АГ имеют большое количество сопутствующей и фоновой патологии.

— Ах няня…

— Вот и ах! Мы не минуем смерти.

Так, только 17% мужчин и 32% женщин с инфарктом миокарда и 14% и 23% соответственно при инсульте не имели коморбидного фона (рис. 8 и 9). Естественно, что при таком сочетании проблема выбора гипотензивного препарата представляет большие трудности.

Что есть любовь? Безумье от угара,

Игра огнем, ведущая к пожару,

Воспламенившееся море слез,

Раздумье — необдуманности ради

Смешенье яда и противоядья.

Таким примером «яда и противоядья» может служить следующий случай пациентки Г.П. К-ой, 76 лет, скончавшейся от комбинированных заболеваний (рис. 10—14).

Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что:

1. Частота АГ и острых сосудистых событий взаимосвязана.

2. Однако реально осознать и документировать эти факты возможно только при анализе аутопсий.

3. Высокая коморбидность у больных с артериальной гипертензией свидетельствует о трудности в выборе нужного гипотензивного препарата.

Чем лучше цель,

Тем целимся мы метче!

На этом и заканчивается первый акт. Мы обязательно продолжим спектакль, но после небольшого антракта…

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.