Возникающее при этом головокружение приводит к потере равновесия, что может стать причиной падений с самыми серьезными последствиями. Более 22 млн больных даже не подозревают об этом, по большей части из-за того, что ранее не имели прецедента падения вследствие головокружения.
Ученые Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса провели исследование, в ходе которого были проанализированы результаты работ по изучению здоровья и питания взрослых американцев (National Health and Nutrition Examination Surveys) за 2001—2004 гг. В них были использованы данные 5085 мужчин и женщин в возрасте 40 лет и старше, у которых состояние вестибулярного аппарата оценивалось с использованием усложненного теста Ромберга (Romberg Test of Standing Balance on Firm and Compliant Support Surfaces). Проверялась способность участников с закрытыми глазами удерживать равновесие на твердой и мягкой поверхностях в 4 позах Ромберга. Ученые установили, что у пациентов с бессимптомным нарушением функций вестибулярного аппарата в 3 раза выше риск падений со смертельным исходом, чем у здоровых людей. У пациентов с выраженной симптоматикой дисфункции вестибулярного аппарата вероятность данного исхода была выше уже в 12 раз. Было выявлено, что 85% американцев старше 80 лет имеют проблемы с удержанием равновесия, это в 23 раза выше, чем в возрастной группе 40—49 лет. У пациентов, страдающих сахарным диабетом, на 70% чаще отмечаются координационные нарушения по сравнению с людьми с нормальным уровнем сахара крови.
Случайные падения — ведущая причина серьезных травм и смертей среди взрослого населения США. Ежегодно это приводит к более чем 1,5 млн обращений в отделения скорой помощи и к 13 тыс. смертей среди пожилых людей. «Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что координационные тесты должны стать частью комплексного первичного обследования пациента в учреждениях первичной медицинской помощи… Это позволит врачу принять превентивные меры в случае необходимости и предупредить возможные падения», — говорит ведущий специалист исследования проф. Ллойд Б. Минор.