Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович напомнила, что изначально основная задача добровольного страхования заключалась в том, чтобы заполнить те ниши, которые не заполняло ОМС.
— По сути, ДМС раньше и сейчас «продает» недостатки системы ОМС. Если пациент что-то недополучил в ОМС, то ему предложат это в ДМС. Оно, безусловно, куда более клиентоориентировано, чем ОМС. Однако население не очень активно пользуется этим видом страхования, потому что не понимает, что может дать ДМС. Человек рассуждает так: «Я сейчас деньги отдам, а что будет потом – непонятно. Вдруг я не заболею, и мне не пригодится полис ДМС, а деньги уже потрачены?». Наши граждане предпочитают платить непосредственно при получении медицинской помощи, ведь это проще, чем прогнозировать затраты на будущее, — считает Лариса Попович.
По ее мнению, не стоит забывать, что в ДМС страхуется не потребность в медицинской помощи, а желание пациента полечиться в любой момент — даже в тот, когда в этом нет необходимости.
— В 2009-м году, когда был кризис, и когда начались массовые увольнения, население валом пошло получать медицинские услуги по ДМС, чтобы хоть что-то ухватить. В тот момент убыточность компаний, работающих в системе ДМС, зашкалила за 100%. Таким образом, во время кризиса ДМС много потерял и после стал жёстко нормировать правила, — отметила эксперт.
Лариса Попович убеждена, что в том виде, в каком сейчас существует ДМС, у него нет будущего. В этом ее поддержала руководитель департамента личных видов страхования СГ «Уралсиб» Наталья Харина.
— Несомненно, требуется даже не уточнение законодательства, по которому мы работаем, а полное изменение подходов. Я уверена, что медицинское страхование должно быть единым. В то же время человек должен понимать: если он хочет получить больше сервиса, чем ему положено в рамках программы государственных гарантий, он должен за это платить, а не покупать полис ДМС, который, по сути, в настоящей ситуации дублирует систему ОМС, — отметила Наталья Харина.
Она также добавила, что в настоящее время можно выделить две группы частных клиентов, покупающих полисы ДМС. Первая — это сотрудники-обладатели корпоративного ДМС. Отлаженный процесс взаимодействия с медицинскими центрами и контроль качества лечения стали стимулом для активного участия в программах софинансирования, которые предлагают работодатели совместно со страховщиками. Вторая группа — родители, приобретающие «детский» ДМС.
— Страховой бизнес неразрывно связан с ситуацией в стране и в мире. Динамика промышленного производства, кредитования, роста доходов населения и многие другие факторы экономической сферы влияют на рынок. Исходя из текущих показателей, динамика сборов ДМС в России будет в пределах +3%. Мы не ожидаем массового отказа корпоративных клиентов от ДМС, — поделилась своим прогнозом развития ДМС на 2014 год Наталья Харина.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.