Принимая участие в церемонии открытия, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева отметила, что происходящие на фармацевтическом рынке процессы заставляют уделять повышенное внимание совершенствованию системы контроля за качеством и безопасностью лекарственных средств. Россия занимает 2-е место в мире по распространению поддельных лекарств (после Китая).
При этом единства в оценке объемов фальсификата нет. Доля фальсифицированных лекарственных средств, по официальной статистике Росздравнадзора, занимает не более 0,5% от всего оборота фармацевтического рынка. Гораздо более высокий процент занимает доля некачественных лекарств - 10%. Но целый ряд специалистов, в том числе и зарубежных, уверены: в среднем 15% лекарств в России являются фальшивкой, в некоторых группах медикаментов доля недоброкачественных средств доходит почти до 70%.
Теперь в каждом федеральном округе заработают современные центры по контролю качества лекарств. Их задача - проведение лекарственной экспертизы не только в оптовом, но и в розничном секторах торговли. Это значит, что при малейшем сомнении в подлинности таблеток любой человек может обратиться в местное отделение Росздравнадзора. И специалистам не придется везти препарат на анализ в Москву: в местной лаборатории можно будет в течении нескольких минут сделать экспресс-анализ и тут же сообщить потребителю о результатах. Таким образом, борьба с «левым» аптечным товаром будет наиболее эффективной.
В тоже время система обеспечения и контроля качества и безопасности включает в себя практически весь жизненный цикл лекарственных средств, начиная с его разработки и заканчивая розничными продажами, и является составным элементом системы лекарственного обращения. Одна из очевидных современных проблем – недостаточная проработанность законодательной базы и правоприменительной практики в сфере обеспечения качества и безопасности лекарственных средств.
Необходимо более четко сформулировать уголовную ответственность за производство, введение в оборот и реализацию фальсифицированных и контрафактных препаратов, в том числе за искажение информации об эффективности, месте и времени производства лекарства. Кроме того, следует предусмотреть ответственность за обращение недоброкачественных лекарств, то есть пришедших в негодность и/или с истекшим сроком годности. Совершенно очевидно: обращение подобных лекарств не менее опасно, чем обращение фальсифицированных лекарств.
В то же время проблема безопасности производства и применения лекарственных средств не может и не должна рассматриваться как узко законодательная, в обособлении от проблем системы лекарственного обращения и фармрынка в целом. Эффективная борьба с подделками начнется не только с законодательных поправок, но и с создания система контроля на всех этапах – от производства лекарства до его продажи в розницу, с обеспечением прозрачности цепочки движения лекарственных средств.
Еще одна немаловажная мера - появление единой системы защиты упаковок с помощью идентифицирующих методов, разработка и внедрение единой стратегии борьбы с недоброкачественными медикаментами, совершенствование механизма и практики координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, - приводит слова Татьяны Яковлевой пресс-служба депутата.