Здесь отметили, что модернизация подобного масштаба проводится в первичном звене здравоохранения Новосибирской области впервые. Она должна затронуть все аспекты работ поликлиник: организация первичной медико-санитарной помощи жителям региона, медико-техническое оснащение лечебных учреждений, порядок их финансирования. Важным аспектом намеченных преобразований является создание системы частно-государственного партнерства.
Как подчеркнул в своем докладе руководитель Департамента здравоохранения Новосибирской области Владимир Степанов, в системе амбулаторно-поликлинического обслуживания населения накопились серьезные проблемы, требующие радикального решения. Это, в частности, несбалансированность кадрового состава: чрезмерный избыток работников административно-управленческого аппарата и дефицит специалистов. Вторая по значимости проблема - устаревшая система управления потоками пациентов, начиная с регистратуры, что приводит к очередям и вызывает закономерное недовольство больных.
Также отмечены, как недостатки нынешней системы, низкий уровень планирования и организации работы участкового врача, слабая мотивация медицинского персонала, недостаточный объем и низкая эффективность профилактической работы, низкий уровень информатизации амбулаторно-поликлинической службы. Как следствие этого, неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи, наличие жалоб на очередность к специалистам, грубость персонала, а также неверие пациентов в возможность эффективного лечения на уровне поликлиники.
Чтобы создать правильную модель поликлинического облуживания, Департамент здравоохранения намерен решить следующие задачи: приближение первичной медико-санитарной помощи к пациентам, проживающим в отдаленных районах; реализация права пациента на выбор амбулаторно-поликлинического учреждения и участкового врача; внедрение системы регуляции потоков пациентов на прием к врачам-специалистам, проведение диагностических исследований, планирование организации приема пациента врачом, минимизация очередности.
Также в планах облздрава создание комфортных условий пребывания пациентов в поликлинике, в том числе для людей с ограниченными возможностями; непрерывное повышение квалификации медицинского персонала; информатизация лечебно-диагностического процесса, концентрация врача на проблемах пациента, минимизация документооборота; создание механизма экономической заинтересованности медперсонала в качестве работы и повышении уровня здоровья прикрепленного населения.
Среди задач Департамента здравоохранения Новосибирской области также изменение системы оценки деятельности врача, отказ от экстенсивных показателей и переход к качественным критериям /уровень запущенности онкологических заболеваний, туберкулеза, смертность в трудоспособном возрасте от управляемых причин, и т.д./; повышение уровня знаний медицинского персонала участковой службы по смежным специальностям.
Обязательным условием преобразования являются капитальный и текущий ремонты поликлиник, улучшение материально-технического состояния, а также внедрение системы финансирования амбулаторно-поликлинической службы по нормативному подушевому принципу.
В целях повышения профессионализма участковым врачам предстоит обучение по специальностям кардиология и пульмонология. Также в программу переподготовки врачей будут включены новые модули - медицинское право, психология /коммуникативные навыки/, медицинская информатика и экономика.
Реализовать масштабную программу модернизации амбулаторно-поликлинической службы планируется в течение 2010-2013 годов, уточнили в пресс-службе облздрава.
Амбулаторно-поликлиническая служба Новосибирской области - это 25 самостоятельных поликлиник, 62 поликлиники в составе больниц, 11 стоматологических поликлиник, 94 врачебных амбулаторий, 71 амбулаторное отделение в составе участковых больниц, 950 фельдшерско-акушерских пунктов. Также медицинские услуги оказывают 775 организаций частной формы собственности, из них 481 - 62,1% - оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь.