Впервые в Кировской области подобная система была внедрена в лаборатории СПИД-центра. В 2011 году была закуплена информационная система и проведены подготовительные работы по ее запуску в Кировской областной клинической больнице.
«Сейчас у нас каждая пробирка идет под своим индивидуальным штрих-кодом. Для чего это нужно? Для того, чтобы ускорить процесс прохождения всех этапов, главным образом, регистрации, и максимально исключить возможность ошибки при идентификации заказа», - рассказала заведующая лабораторией и главный внештатный консультант по клинической лабораторной диагностике департамента здравоохранения Татьяна Кокарева.
Каждой пробирке с анализом присваивается штрих-код, в котором заложены все демографические данные: фамилия, имя, отчество, пол, возраст пациента, номер полиса и заказ, то есть название исследований, которые необходимо выполнить. После предварительной обработки, например, центрифугирования, пробирка поступает в операционный зал, где специалист ставит ее в определенный анализатор.
«В нашей лаборатории используется современное высокотехнологичное оборудование, которое уже готово работать с использованием лабораторной информационной системы. После того, как пробирка попадает в анализатор, машина сама считывает штрих-код и сама определяет, какое исследование нужно выполнить, так как информация заложена в коде. Мы выполняем более 700 различных исследований, поэтому штрих-кодирование значительно ускоряет процесс, так как специалисту уже не нужно вручную вбивать информацию», - объяснила Татьяна Кокарева.
После того, как анализатор выполнил исследование, пробирка поступает на вторичную сортировку. Здесь также по штрих-коду на компьютере специалист просматривает результаты и, если все исследования выполнены, пробирке присваивается номер в архиве. В зависимости от содержимого пробирки она может храниться в среднем до 3 суток. Нередко бывает, что после того, как лечащий врач просмотрел готовые результаты, возникает необходимость в дополнительных исследованиях. Архивирование заказов позволяет это сделать, без повторной сдачи пациентом того же анализа.
«Если мы знаем, что эти аналиты стабильны, мы можем по фамилии или по номеру найти нужную пробирку и доделать какие-то тесты. Благодаря лабораторной информационной системе, соблюдается четкая идентификация, быстрый поиск, строгая отчетность», - объяснила заведующая лабораторией.
Лабораторная информационная система позволяет еще и в режиме реального времени контролировать весь рабочий процесс с помощью компьютера. На экране можно увидеть как общую информацию о проделанных исследованиях, так и проверить время прохождения и качество конкретного заказа. Это особенно важно при работе с экстренными пациентами. В рабочем окне программы высвечивается информация о том, кто выполнял исследование, на каком анализаторе, время загрузки заказа и время, когда выдан результат.
В лаборатории областной больницы в сутки поступают анализы около 1 тыс. человек, количество суточных исследований еще в несколько раз больше, поэтому автоматизация значительно ускоряет процесс, при этом, максимально исключая возможность ошибки.
С января этого года создается архив результатов анализов и в дальнейшем, при необходимости, их можно найти через любое количество времени. Данные могут храниться в базе бесконечно, заверили в лаборатории. На всех этапах лабораторная информационная система имеет защиту персональных данных.
Пока все результаты анализов направляются лечащим врачам в бумажном виде, но в перспективе для ускорения передачи данных она тоже будет выполняться в электронном виде, сообщает пресс-служба Департамента здравоохранения Кировской области.