Т. Яковлева: Назрела необходимость реформировать систему дополнительного лекарственного обеспечения

13.02.2007
00:00

На президиуме фракции «Единая Россия» 12 февраля 2007 г. состоялось рассмотрение внесенного в Госдуму проекта федерального закона №392445-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год». Приводим комментарии по данному вопросу председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Т. Яковлевой.

В настоящее время фармацевтическими организациями предъявлены к оплате счета на общую сумму 67 млрд. руб.

В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год заложены следующие объемы финансирования ДЛО:

29 млрд. рублей – в федеральном законе о бюджете Фонда на 2006 год;

около 5 млрд. рублей – перешедший с 2005 года остаток;

ВСЕГО 34 млрд. рублей.

Таким образом, дополнительно требуется около 33 млрд. рублей.

На 1 января 2006 года число лиц, имеющих право на набор социальных услуг, составляло 16 455 098 человек, из них оставили за собой право получать бесплатные лекарства – 7 721 803 человека (около 47%), на которых и закладывались деньги в федеральном бюджете. Необходимо подчеркнуть, что остались люди, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, что подтверждается итогами 2006 года – расходы на лечение лишь четырех дорогостоящих нозологий составили более 24 млрд. рублей.

Выход из Программы 53% граждан, основное большинство из которых в 2005 году поняли, что не нуждаются в лекарствах, а также пришедшее к людям, оставившим за собой право на лекарство, понимание того, что они могут получить необходимые им лекарства в необходимом количестве, сделали систему не солидарной и неуправляемой.

Неуправляемость системы подтверждается возросшим объемом выписки рецептов, что было на руку всем участникам Программы за исключением государства:

- производители пытались продать как можно больше дорогих брендов из своего ассортимента;

- аптеки получали большую прибыль за больший объем впрочем, как и дистрибьюторы;

- врачи стали выписывать не только то, что необходимо для лечения пациента, но и то, что тот просил выписать – что называется «про запас» и т.д.

И всё это происходило при недостаточном контроле рационального использования средств федерального бюджета. У органов исполнительной власти субъектов не было полномочий по контролю за средствами федерального бюджета, а деньги на ДЛО расходовались именно на местах. В этом году деньги на ДЛО погружены в базовую программу ОМС, и кроме ответственности за федеральные деньги данной нормой прописывается также возможность на местах контролировать рациональность их использования.

Депутаты Комитета по охране здоровья обратили внимание на возможные проблемы с недостатком финансирования ДЛО еще в июне 2006 года и вносили соответствующие поправки в закон о федеральном бюджете на 2006 год, но они тогда не были поддержаны Правительством Российской Федерации.

В ноябре 2006 года депутатами Комитета, при поддержке фракции «Единая Россия», был подготовлен Парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову: «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации для решения проблем, связанных с оказанием дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан и обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации», принятый Постановлением Государственной Думы от 17 ноября 2006 года № 3768-4 ГД.

Не дожидаясь ответа на указанный запрос, понимая всю сложность в финансировании ДЛО в 2006 году, 4 декабря нами же был внесен законопроект, в котором была предусмотрена норма, в соответствии с которой Минфин России вправе направить ФОМС ассигнования федерального бюджета в сумме до 10 млрд. рублей. 29 декабря 2006 года законопроект приобрел статус Федерального закона № 249-ФЗ и Минфин России направил ФОМС ровно 10 млрд. рублей. Однако для того, чтобы использовать данные средства в 2007 году на оплату счетов за 2007 год, необходимо вносить изменения в бюджет Фонда на 2007 год. Такой законопроект подготовлен депутатами Комитета и внесен в Государственную Думу. В нем же предусматривается выделение средств в размере 6 млрд. рублей на завершение расчетов по 2006 году из бюджета текущего года.

Принятие указанного законопроекта позволит Федеральному фонду обязательного медицинского страхования осуществить оплату счетов, предъявленных уполномоченными фармацевтическими организациями за поставленные в 2006 году лекарственные средства в рамках Программы дополнительного лекарственного обеспечения. Однако и этих средств может оказаться недостаточно для того, чтобы расплатиться с поставщиками и в первую очередь с производителями лекарственных средств; вполне вероятно, что будет необходимо изыскивать дополнительные средства.

В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год на дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан выделено 34,9 млрд. рублей, которых также как и в 2006 году будет скорее всего недостаточно. При этом необходимо учитывать, что деньги необходимые для реализации мер социальной поддержки добавленных Федеральным законом «О внесении изменений в статью 6-2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (лечебное питание для детей-инвалидов и изделия медицинского назначения), в бюджете Фонда не заложены.

Хочу подчеркнуть, что назрела необходимость реформировать систему дополнительного лекарственного обеспечения. Первые шаги уже сделаны.

Отдельные конкурсы, проведенные по 4-м самым «дорогостоящим» нозологическим формам не панацея. Возможно, необходимо вывести эти нозологии из ДЛО и разработать наполненную финансированием отдельную федеральную программу. Это позволит:

- направлять средства каждому конкретному пациенту, нуждающемуся в лекарстве (например, сейчас такой механизм действует в отношении больных туберкулезом);

- улучшить качество жизни больных людей (например, получая необходимые больным гемофилией факторы крови, они начинают жить полноценной жизнью);

- сделать Программу ДЛО стабильной и устойчивой.

Рассчитать «стоимость» всех этих федеральных целевых программ в настоящее время (по словам представителей Минздравсоцразвития России) не составляет особого труда, так как Регистр льготников сформирован, и мы знаем, сколько таких больных и сколько лекарств каждому из них необходимо.

Также рассматриваются и другие пути реформирования ДЛО. Например, «лекарственное страхование». Модели сейчас обсуждаются.

Уже сейчас повышена ответственность субъектов Российской Федерации при расходовании средств федерального бюджета. В бюджете Фонда на 2007 год субсидии на дополнительное лекарственное обеспечение погружены в территориальную программу ОМС и при перерасходе средств федерального бюджета главам субъектов Российской Федерации будет необходимо отстаивать каждый рубль, который был израсходован сверх доведенных лимитов.

В то же время, мы понимаем, что стабилизировать ситуацию с ДЛО в 2007 году, скорее всего, можно будет лишь посредством корректировки бюджета Фонда в сторону его увеличения на финансирование данной программы. Комитет по охране здоровья и фракция «Единая Россия» с начала реализации ДЛО в 2005 году следит за ходом ее реализации, а в настоящее время взяли этот вопрос под особый контроль. Решением Председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия» Б.В.Грызлова создана Рабочая группа по стабилизации ситуации с дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан. Можно с уверенностью сказать, что депутаты фракции «Единая Россия» сделают всё возможное, чтобы каждый нуждающийся в лекарстве своевременно его получил.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.