Школа, вуз, практика: есть ли преемственность?

06.09.2006
00:00

Проблемам отечественного высшего образования и преобразованиям, происходящим в нем, был посвящен «круглый стол» в РИА «Новости», который прошел 5 сентября.

В нем приняли участие президент Союза ректоров России, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничий, декан факультета журналистики МГУ Я. Засурский, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке О. Смолин, первый проректор ММА им. И.М. Сеченова И. Денисов, президент Российского фонда образования С. Комков, председатель Экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров В. Жураковский и другие.

Горячее обсуждение вызвал вопрос внедрения в школьное образование единого государственного экзамена (ЕГЭ). Есть у него сторонники – например, директор Центра экономики непрерывного образования академии народного хозяйства при Правительстве РФ Т. Клячко. Есть и противники – в частности, Я. Засурский, который считает, что ЕГЭ «полезны для оценки работы школы, но как испытание для приема в вуз этого недостаточно». Он подчеркнул главную роль высшего образования – «выявление ярких и талантливых личностей, способных двигать науку вперед, новых Ломоносовых, Сеченовых, Менделеевых».

По оценке В.А. Садовничего, интерес к образованию возрастает, на первый курс МГУ им. М.В. Ломоносова принято 6 тысяч человек. Однако следует быть тревогу по поводу школьной подготовки по русскому языку и математике. Важность этой дисциплины подчеркнули главы государств «Большой восьмерки» при принятии декларации об образовании на встрече в С.-Петербурге. Кроме того, необходимо подтянуть и такое звено университетского педагогического образования, как подготовка специалистов с прицелом на управление школой, то есть директоров.

Об особом месте медицинских вузов в системе образования говорил И. Денисов. Система подготовки врача – это три этапа: вуз, последипломное образование (от одного до трех лет) и непрерывное профессиональное развитие в течение всей жизни. Озабоченность, по словам И. Денисова, вызывает то, что «мы имеем три системы подготовки врачей: медицинские факультеты Минобразования РФ, медицинские вузы Минздравсоцразвития РФ и негосударственные медицинские учреждения и факультеты. Причем уровень и качество подготовки в них далеко не одинаков. Но существующая ныне государственная система образования способна выполнить любой социальный заказ общества. Поэтому к открытию новых медицинских вузов и факультетов надо относиться осмотрительно. За деятельностью врача стоит самое ценное – жизнь человека».

В рамках национального проекта «Образование», в котором принимает участие и ММА им. И.М. Сеченова, будет осуществлена серия работ, посвященных новым формам подготовки специалистов по всем трем этапам.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.