Более 70% опрошенных компанией «Право на здоровье» экспертов считают российскую политику вакцинопрофилактики недостаточно эффективной. Ключевая проблема – проволочки в реализации Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года. Перенос сроков важных мероприятий этого документа повышает риск распространения смертельно опасных инфекций и ставит под угрозу национальную цель по увеличению продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году, сообщили «МВ» в пресс-службе компании.
В ходе исследования с 1 сентября по 28 ноября 2025 года были проведены глубинные интервью с более 30 ведущими организаторами здравоохранения и представителями пациентских сообществ. Также проанализированы сообщения с конгресса «Право на здоровье» за 2023–2025 годы.
Почти все опрошенные назвали высокоэффективными меры, принятые в России во время пандемии COVID-19. Эксперты отметили разработку схем маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией, утверждение временных правил учета и отчетности для сдерживания распространения коронавируса, массовую вакцинацию взрослого населения, масштабную информационную кампанию.
Хотя пандемия продемонстрировала критическую опасность высококонтагиозных заболеваний, борьба с инфекциями так и не была должным образом приоритизирована в государственной политике. Финансирование мероприятий вакцинопрофилактики 60% экспертов оценили как неудовлетворительное, 40% — как удовлетворительное. Ни один респондент не дал высокой оценки.
Более 80% экспертов высоко оценили нормативно-правовую базу, регулирующую иммунопрофилактику, отметив комплексный подход Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года и Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
С учетом всех факторов 70% экспертов считают государственную политику в этой сфере недостаточно эффективной. Высокий уровень реализации инициатив присвоили лишь 10% респондентов.
Любая дальнейшая отсрочка расширения Национального календаря профилактических прививок (НКПП) приведет к неравенству в охвате прививками из-за дефицита региональных бюджетов, а значит, к значительным рискам распространения этих инфекций и увеличению показателей смертности в ряде субъектов, считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
В соответствии с актуальным планом мероприятий Минздрава РФ вакцинация против менингококковой инфекции и ротавируса должна быть погружена в НКПП до конца 2025 года, против ВПЧ – с 2026 года, однако риск нарушения этих сроков крайне высок.
Уже зарегистрирована полностью отечественная вакцина от вируса папилломы человека (ВПЧ), а две российские вакцины от менингококковой инфекции проходят финальную стадию клинических испытаний. «Поэтому мы можем с полной уверенностью говорить о необходимости и возможности включения в Календарь менингококковой и папилломавирусной вакцин в 2026 году», — заключил Ян Власов.
Ранее представитель Минпромторга РФ заявила, что вакцинация с использованием препарата, производимого по полному циклу в России, возможна только начиная с 2027 года.
В 2020 году Правительством РФ была принята «Стратегия развития иммунопрофилактики инфекционных болезней до 2035 года», а в 2021-м — План мероприятий по ее реализации. В 2023 году кабмин отложил включение в НКПП прививок от ротавируса, ветрянки и ВПЧ на 2025 год, от ветряной оспы — на 2027-й, писал «МВ».
Ранее эксперты отмечали, что действующая схема вакцинации построена на представлениях о демографии XX века. Вакцинация от краснухи рекомендуется до 25 лет, но все меньше женщин рожают в этом возрасте. Кроме того, подавляющее большинство взрослых не имеют достаточного титра антител против кори.

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.