Препарат для лечения болезни Паркинсона может помочь при черепно-мозговых травмах

02.03.2012
00:00
По оценке экспертов, улучшения были скромные и вряд ли могут быть приравнены к излечению или к быстрому методу «пробудить» пациента, который в течение длительного времени не отвечает на терапию. Однако прогресс был значимый, утверждают эксперты, и, в случае повторного достижения результата, может дать реабилитологам возможности, которых они никогда не имели: стандартное лечение травм, которые вовсе не являются стандартными или предсказуемыми в плане их воздействия на мозг, сообщает www.nytimes.com.

«Данное исследование перемещает травматические повреждения головного мозга на первую ступеньку лестницы, ведущей к развитию научных методов лечения. Мы пытались достичь этого в течение долгого времени, — сказал д-р Рамон Диас-Аррастиа (Ramon Diaz-Arrastia), директор по клиническим разработкам Центра нейробиологии и регенеративной медицины Вооруженных сил при Университете медицины в Роквилле (США), не принимавший участия в исследовании. — И нет причин сомневаться в том, что данное лечение может быть эффективным у людей с менее тяжелыми повреждениями головного мозга, чем в исследовании».

Медики долгое время экспериментировали с amantadine hydrochloride, как и с многими другими препаратами для лечения тяжелых поражений головного мозга, однако результаты экспериментов были противоречивыми и неопределенными. Предшествующие исследования amantadine позволяли сделать предположение об определенной пользе применения препарата у данной категории больных, однако показатели были небольшими и эксперты не были уверены в результатах.

Новый эксперимент положил конец этим сомнениям. В ходе слепого исследования препарат тестировался в сравнении с плацебо в двух больших группах пациентов. Консорциум исследователей из 11 клиник набрал 184 пациента, недавно получивших черепно-мозговую травму в результате автомобильной аварии или от удара по голове. Некоторые пациенты находились в вегетативном состоянии, они дышали самостоятельно, их глаза в период бодрствования были открыты, однако эти больные не реагировали на команды и раздражители.

Другие были в так называемом состоянии минимального сознания: они могли следить за объектами и периодически выполнять команды, но предсказать моменты пробуждения сознания было невозможно.

Группа исследователей, возглавляемая Джозефом Т. Гьячино (Joseph T. Giacino) из J. F. K. Johnson Rehabilitation Institute (Эдисон, Нью-Джерси) и д-ром Джоном Уитом (John Whyte) из Moss Rehabilitation Research Institute (Элкинс-Парк, Пенсильвания), разделила пациентов на две группы, тщательно проводя отбор в зависимости от тяжести повреждений. В одной группе пациенты получали 2 дозы amantadine в сутки через питательные трубки. Во второй группе пациенты получали плацебо в пилюлях. После 4 недель исследователи проанализировали прогресс пациентов, используя стандартную шкалу оценки возможностей (от 0 до 29) в таких областях, как координация и коммуникация.

Почти у всех пациентов за четыре недели наблюдались определенные улучшения. Это было ожидаемо, поскольку травмы были получены недавно, а в течение первого года после получения черепно-мозговой травмы у большинства людей функции отчасти восстанавливаются, хотя в дальнейшем о полном восстановлении речь идет не всегда. Однако в группе получавших amantadine наблюдалось большее улучшение — на два пункта по шкале оценки. Это не значительное различие, но оно появилось спустя всего месяц — короткий срок с точки зрения восстановления.

«Основные выводы заключаются в том, что в каждом поведенческом компоненте, который мы измеряли, мы видели в группе amantadine более высокий уровень восстановления по сравнению с группой плацебо», — прокомментировал д-р Гьячино, в настоящее время работающий в Spaulding Rehabilitation Hospital в Гарварде.

Когда врачи прекратили давать пациентам препарат, уровень восстановления замедлился. «В следующие две недели отставание группы плацебо сократилось, — сообщил д-р Уит. — Таким образом, мы знаем, что препарат ускоряет восстановление, но не можем сказать, меняет ли он его график полностью».

По словам д-ра Уита, у пациентов, получавших препарат, неблагоприятных реакций не наблюдалось. В числе прочих эффектов отмечено увеличение активности дофамина на фоне приема amantadine. Ряд экспертов отмечают, что исследование, которое финансировалось Национальным институтом по исследованию проблем инвалидности и реабилитации, может стать поворотным моментом в понимании и лечении пациентов с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Центры, проводившие исследование, расположены по всему миру, в Германии, Канаде и Дании, а также в Индианаполисе (штат Индиана) и Джексоне (штат Миссисипи).

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.