Почему за сорок лет не было открыто ни одного нового противотуберкулезного препарата и что может предложить наука для решения этой проблемы? Ответ на эти вопросы попытались дать ученые из России, Казахстана, Европы и США, собравшиеся в центре высоких технологий «ХимРаР» в подмосковных Химках на международную научно-практическую конференцию «Разработка противотуберкулезных терапевтических агентов нового поколения. Проблемы, подходы, решения».
Предложенные доклады содержали несколько разных концепций лечения туберкулеза. Например,о «липидной» концепция рассказал представитель московского Центра «Биоинженерия» В. Варламов, о разработках препаратов на основе малых субчастиц рибосом - представитель МГУ им. М.В. Ломоносова А. Головин. Бороться с туберкулезом через использование МЕР-пути предложил главный научный сотрудник ИНБИ РАН, докт. биол. наук Д. Островский. По его ловам, этот путь имеет четыре направления, и одно из них уже используется в борьбе с марярией.
В тоже время, из сообщения проф. Кировкой госмедакадемии И. Зиновьева следовало, что устойчивость микобактерий туберкулеза к ЛС свидетельствует об их новых свойствах. Микробы, по словам докладчика, оказались умнее нас и теперь лекарственная устойчивость возбудителя туберкулеза возникает внутриклеточно (внутри фагоцита), что сводит на нет традиционную химиотерапию. По его словам, пришло время мирного сосуществования с микробами.
Тем не менее, пока во всем мире главенствует концепция не мира, а борьбы с туберкулезом российские ученые пытаются включиться в VII рамочную программу ЕС по научно-исследовательским разработкам (2007-2013 г.г.). Трудность состоит в том, что России не принимает участие в этой программе ЕС и соответственно не поддерживает финансово коллективы, которые могли бы участвовать в исследования инфекционных заболеваний и туберкулеза.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.