Несмотря на все достижения медицины, диагноз злокачественного онкологического заболевания, в общей немедицинской лексике — рак, остается самым психологически неприемлемым диагнозом, вызывающим чувство страха и безысходности у больного.
Лечение онкологической патологии включает в себя ряд методик, таких как оперативное лечение, лучевая терапия, противоопухолевое лечение и многие другие. Как правило, противоопухолевое лечение в немедицинской лексике называют химиотерапией, хотя данное понятие включает в себя ряд различных препаратов, это непосредственно химиотерапия (применение цитостатических препаратов), гормонотерапия, иммунотерапия, таргетная терапия и т.д. Препараты данных групп могут применяться как в сочетании с лучевой терапией, оперативным лечением, так и в сочетании между собой, что называется комбинированным, или комплексным лечением.
В настоящей статье мы постараемся ответить на основные вопросы, возникающие практически у всех больных, которым назначается лечение химиотерапией.
Основная задача противоопухолевой терапии — приостановить рост опухоли, уменьшить ее размер, клинические проявления болезни, а в наиболее благоприятном случае — привести к ее полному уничтожению. Для каждого вида опухоли существует свой набор и сочетание препаратов, и каждый пациент имеет свою индивидуальную чувствительность и развитие осложнений при химиотерапии, поэтому никогда не следует ориентироваться на других больных, получающих противоопухолевое лечение.
Механизм цитостатических препаратов основан на том, что данные вещества выделяют быстро делящиеся клетки организма (клетки опухоли), встраиваются в процесс жизнедеятельности опухолевых клеток, чаще всего в процесс деления, и приводят к гибели злокачественных клеток. Как правило, назначается несколько цитостатических препаратов с целью различного воздействия на жизнедеятельность опухолевой клетки, что называется схемой лечения. Каждый из препаратов имеет свой механизм действия и вследствие этого различные виды токсичности.
В процессе создания и изучения схем лечения подбираются препараты с различным механизмом действия и токсичностью, т.е. по возможности исключается перекрестная (одинаковая) токсичность, что повышает переносимость схемы лечения и эффективность.
Особенностью химиотерапевтического лечения является его длительность и повторяемость, в зависимости от механизма действия препаратов. В период перерыва между курсами больной подвергается воздействию препарата, повторное введение служит для создания оптимальной концентрации препарата в крови с целью максимального воздействия на опухоль. Дозы химиопрепаратов строго индивидуальны для каждого больного и рассчитываются с учетом роста и веса больного (площади поверхности тела).
Но ведь в организме человека, кроме быстро делящихся клеток опухоли, существуют и нормальные клетки с быстрым делением согласно их функции. К ним относят клетки волосяных фолликулов, костного мозга (клетки–предшественники гемопоэза), эпителий кишечника, репродуктивные клетки и т.д. Химиопрепараты «путают» данные клетки с клетками злокачественной опухоли, что приводит к возникновению осложнений: выпадение волос (алопеция), снижение уровня лейкоцитов (лейкопения, нейтропения), тошнота и рвота, жидкий стул (диарея), стоматиты и т.д.
Алопеция (выпадение волос) не самое важное для здоровья больного явление, однако вызывающее первый вопрос об осложнениях при проведении химиотерапии, т.к. является психологически тяжелым фактором, особенно для молодых женщин. Выпадение волос вызывается не всеми химиопрепаратами. Но если больному предстоит профилактическое лечение после удаления молочной железы по поводу рака с применением Доксорубицина, Адриамицина, ожидается тотальное выпадение волос.
Как правило, максимальное выпадение волос начинается на 10—14 день от момента введения химиотерапии. В данном случае рекомендуется с целью соблюдения личной гигиены при первых признаках выпадения удалить волосы (побрить голову). Алопеция обратима, восстановление волосяного покрова начинается после окончания химиотерапии приблизительно через 2—3 недели. Рост волос очень быстрый и по нашим наблюдениям увеличивается густота роста, возможно изменение цвета и появление вьющегося роста волос.
Тошнота и рвота являются не самым опасным, но часто встречающимся и наиболее тягостным проявлением токсического действия химиопрепаратов. Различают острую тошноту и рвоту, отсроченную и рвоту ожидания.
Острая тошнота и рвота развивается в течение 24 часов от введения химиопрепаратов. Отсроченная тошнота и рвота возникают более чем через 24 часа от проведения лечения и могут продолжаться несколько дней. Рвота ожидания возникает, как правило, перед повторным курсом химиотерапии при длительном лечении химиотерапией и носит психогенный характер. Рвоту ожидания может вызвать сама мысль о предстоящей накануне химиотерапии, вид больницы, процедурной, специфические запахи и т.д.
Основной механизм возникновения острой рвоты — это активация 5-НТ3 рецепторов, которые находятся в головном мозгу, нейронах желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), блуждающем нерве под воздействием серотонина, вырабатываемого в клетках верхних отделов кишечника. С целью купирования данного осложнения фармакология предлагает достаточный спектр препаратов как в виде растворов, так и таблетированных форм и свечей. В практике российских врачей наиболее распространены такие препараты, как Зофран (Латран, Эмисет) в виде таблеток, инъекций или свечей, Навобан в виде капсул и растворов, Китрил в виде таблеток и растворов (препараты расположены по мере увеличения их эффективности).
С целью увеличения антиэметического эффекта данных препаратов дополнительно используются гормоны глюкокортикоиды, наиболее часто дексаметазон, который кроме своего антиэметического (противорвотного) действия несет на себе противоаллергические функции при химиотерапии. Выбор противорвотной терапии зависит от вида химиопрепаратов, которые подразделяются на высокоэметогенные, среднеэметогенные и низкоэметагенные.
Механизм цитостатических препаратов основан на том, что данные вещества выделяют быстро делящиеся клетки организма (клетки опухоли), встраиваются в процесс жизнедеятельности опухолевых клеток, чаще всего в процесс деления, и приводят к гибели злокачественных клеток. Как правило, назначается несколько цитостатических препаратов с целью различного воздействия на жизнедеятельность опухолевой клетки, что называется схемой лечения. Каждый из препаратов имеет свой механизм действия и вследствие этого различные виды токсичности.
Изначально назначение антиэметогенной терапии проводится исключительно из опыта врача, далее при установлении индивидуальной реакции противорвотная терапия может быть изменена в сторону усиления при недостаточном эффекте. Время введения и способ введения препарата определяются инструкцией по применению. Действие антиэметических препаратов в среднем составляет 8—12 часов, эффективность через 48 часов после введения химиотерапии прекращается и не имеет смысла, поэтому с целью профилактики и купирования отсроченной рвоты мы рекомендуем применение церукала, при сильно выраженной тошноте или рвоте введение дексаметазона.
Все препараты группы антагонистов 5-НТ3 действуют на активность кишечника и могут вызывать запоры, реже диарею. С целью снижения токсических реакций антиэметиков необходимо четко соблюдать интервалы между приемами и максимально разрешенные дозы. Предварительную тошноту и рвоту антиэметики не предотвращают, т.к. она носит психогенный характер, основными препаратами, применяемыми при предварительной тошноте или рвоте, являются седативные (успокаивающие средства), подбираемые строго индивидуально. Основным осложнением рвоты является обезвоживание организма, что может привести к сердечной недостаточности вследствие нарушения электролитного баланса, возникновению тромбозов вен. При появлении данного осложнения рекомендуется обильное питье с содержанием минеральных солей. При выраженной рвоте более 4—5 раз в сутки в течение более 2 дней следует обратиться к врачу с целью восстановления электролитного баланса путем внутривенного введения электролитов.
Питание больных во время химиотерапевтического лечения не требует соблюдения какой-либо диеты и сохраняется типичным для повседневного рутинного питания больного. Тем не менее необходимо соблюдать диету, рекомендованную при сопутствующих заболеваниях, например сахарном диабете, язве желудка, холецистите и др.
Среди больных бытует мнение, что употребление продуктов, содержащих глюкозу, способствует росту опухоли или, что употребление молока и кисломолочных продуктов способствует распространению рака молочной железы. Но эти утверждения не соответствуют действительности.
При введении химиопрепаратов может возникать резкая болезненность, чувство жжения в месте инъекции или по ходу вены, что обусловлено неблагоприятным воздействием химиопрепаратов на эндотелий сосудов. При возникновении данных ощущений следует дополнительно «промыть» сосуд физиологическим раствором после завершения химиотерапии.
Повторное введение химиотерапии может вызвать развитие флебитов и флебосклероза вен конечности. С целью профилактики данных осложнений требуется соблюдение правил разведения препаратов и длительности их введения согласно инструкции. В качестве дополнительного лечения необходимо применять спиртовые или полуспиртовые компрессы на область инъекции, мази, содержащие антикоагулянты.
При недостаточном развитии поверхностных периферических вен верхних конечностей, проведении длительных инфузий 5-фторурацила, ожидаемой длительной повторной химиотерапии возможна установка внутривенозного порта, который позволяет проводить лечение без использования периферических вен конечностей.
Следует избегать введения химиотерапии в руку со стороны оперативного удаления молочной железы, т.к. это может усилить явления лимфостаза, забор крови из данной руки вполне допустим.
При введении химиопрепаратов возможно ятрогенное осложнение: некрозы подкожной клетчатки при попадании препарата под кожу. Возникновение данных осложнений зависит от практических навыков медицинского работника, проводящего введение препарата. Возникающие некрозы характеризуются быстрым распространением по подкожной клетчатке и длительным процессом регенерации тканей.
Аллергические реакции при проведении лечения могут отмечаться у 5—10% больных при применении различных химиопрепаратов, наиболее опасными в данном случае являются таксаны, которые требуют специфической пре- и постмедикации с включением больших доз глюкокортикоидов. Возникновение аллергической реакции возможно на любом этапе лечения, независимо от количества ранее проведенных аналогичных курсов химиотерапии.
Достаточно часто больных волнует вопрос о влиянии химиотерапии на сексуальные функции. Возможно снижение потенции в период проведения химиотерапии, но после окончания ее происходит полное восстановление эректильной функции.
Химиотерапия оказывает значительное воздействие на рост и развитие яйцеклетки, что может сопровождаться нарушением менструального цикла вплоть до аминореи. У женщин старше 40 лет на фоне проведения химиотерапии возможно наступление климакса, что в ряде случаев требует консультации врача-гинеколога.
Возможность иметь детей при проведении химиотерапии, как у мужчин, так и у женщин, исключена. Половые клетки имеют высокую чувствительность к химиотерапии, что может приводить к развитию генетических дефектов и рождению неполноценно развитого ребенка. За рубежом перед проведением химиотерапии у женщин репродуктивного возраста проводится предварительный тест на беременность и подписывается специальный документ о предупреждении осложнений при беременности на фоне химиотерапии.
Сложнее ответить на вопрос пациента о возможности иметь детей после лечения. Сохраняется риск повреждения генетического аппарата яйцеклетки и развития генетических дефектов у ребенка. Пациент, решивший иметь ребенка в данных условиях, обязательно должен проконсультироваться с онкологом и пройти обследование у врача-генетика.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.