Ольга Борзова: Принципы охраны здоровья граждан расширяются

21.04.2011
00:00
«С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи; осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья; определены концептуальные направления реформирования и модернизации здравоохранения и смежных отраслей.

Внесенный законопроект объединяет в себе актуальные положения ранее принятых нормативных правовых актов и новеллы правового регулирования, что позволяет сформировать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

Впервые законодательно вводится понятийный аппарат, который определяет наиболее общие и значимые дефиниции, напрямую связанные с оказанием медицинской помощи: «здоровье», «пациент», «заболевание», «диагностика», «профилактика», «лечение», «реабилитация» и др.

Впервые на законодательном уровне дается определения понятиям «порядок оказания медицинской помощи» и «стандарт медицинской помощи». Закрепляется обязательность их исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями независимо от формы собственности.

В законопроекте расширены принципы охраны здоровья граждан и раскрыто их содержание. На первое место поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение государственных гарантий. Определены четкие критерии доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи. Закреплен принцип приоритета профилактических мероприятий и переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

В проекте закона уточнены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Круг полномочий федеральных органов дополнен реализацией мероприятий по спасению жизни людей при чрезвычайных ситуациях, организацией медицинской эвакуации, координацией и внедрением передовых медицинских технологий. Кроме того, исключительно за федеральным уровнем закрепляются полномочия по организации и осуществлению контроля за соответствием качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам.

Исключено закрепление вида медицинской помощи за уровнем государственного управления или местного самоуправления. Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенные на органы местного самоуправления, закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым обеспечивается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Что касается органов местного самоуправления, то они наделяются полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом обязательным требованием остается обеспечение доступности медицинских услуг надлежащего качества для граждан вне зависимости от того, где они живут или работают.

К нововведениям относится законодательное регулирование паллиативной помощи, которая оказывается бесплатно в рамках Программы государственных гарантий.

Следует особо отметить нововведения законопроекта, касающиеся вопросов редких (орфанных) заболеваний, необходимость регулирования которых продиктована социальной незащищенностью больных редкими заболеваниями в силу тяжести течения заболеваний и потребности в дорогостоящем лечении. Впервые законодательно дается определение редким заболеваниям. Устанавливаются порядок формирования перечней таких болезней и порядок ведения регистра больных с редкими заболеваниями. Закреплены гарантии лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями, осуществляемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, перечисленных на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом государство возлагает на себя полномочия по обеспечению за счет средств федерального бюджета лекарственными препаратами граждан, страдающих определенной группой заболеваний.

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в законопроекте конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг, определяются условия их оказания с целью разграничения с бесплатной медицинской помощью.

Не могут быть платными услуги скорой медицинской помощи. Не подлежат оплате назначение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским или эпидемиологическим показаниям; пребывание в больнице родителя вместе с ребенком, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка и др.

Закрепляются правовые основы регулирования отношений по трансплантации органов и (или) тканей человека.

Впервые дается понятие «медицинские изделия», устанавливается порядок их применения на территории Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации медицинских изделий и их производителях будут вноситься в государственный реестр.

Особой новеллой является обязанность медицинских организаций страховать гражданскую ответственность перед пациентами.

Впервые предусмотрено утверждение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи сроком на три года. Таким образом, получит дальнейшее развитие метод нормативного, программно-целевого планирования оказания медицинской помощи.

В законопроекте усовершенствованы многие положения действующего законодательства. Подробно урегулированы вопросы прав граждан на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, а также выбор медицинской организации. Детально регламентируются вопросы подготовки медицинских и фармацевтических работников.

Новый закон будет являться в большей степени законом прямого действия, чем действующие Основы.

Рассматриваемый законопроект имеет большую социальную значимость, т.к. устанавливает приоритет прав граждан в сфере охраны здоровья, усиливает требования и ограничения к профессиональной деятельности медицинских работников в целях защиты прав граждан.

Проект федерального закона направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры здравоохранения. Его практическая реализация, несомненно, поможет более эффективно провести в ближайшие годы модернизацию отечественного здравоохранения.

Законопроект уже длительное время обсуждается в широкой медицинской общественности. Несомненно, что за время его прохождения через Государственную Думу он будет детально рассматриваться рабочей группой при Комитете по охране здоровья, на парламентских слушаниях и пленарных заседаниях. Все рациональные предложения будут учтены».
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.