Количество обращений в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан по вопросам здравоохранения за последние пять лет увеличилось более чем в два раза и в 2005 году составило около 17 тысяч. Значительная часть из них поступила в ходе всероссийской акции профсоюзов работников бюджетной сферы.
Поддерживая включение здравоохранения в число приоритетных национальных проектов, корреспонденты обращают внимание на необходимость при реализации намечаемых планов учитывать уроки прошлого. Указывается, что в стране действует целый ряд законов, направленных на профилактику заболеваний, пять лет назад была одобрена концепция охраны здоровья населения Российской Федерации, но существенных положительных изменений за это время не произошло. «Создаётся впечатление, что реформы в важнейшей отрасли проводят те, кто не знает истинного положения дел в здравоохранении», – В.Мерзляков, травматолог, Северодвинск.
О заработной плате в сфере здравоохранения.
Одним из серьёзных пробелов в реформировании здравоохранения называется несоответствие заявленных целей финансовому обеспечению отрасли, сохранение остаточного принципа финансирования и административно-командных методов управления, что привело к обострению застаревших проблем. Говорится о необходимости решить проблему низкой оплаты труда медицинских работников. Многие вынуждены работать на полторы-две ставки, что вызывает переутомление и приводит порой к врачебным ошибкам. «Врач высшей категории, набрав дежурств, совместительств, получает на руки не более 6 тысяч рублей», – пишет О.Сорокина, главный врач инфекционной больницы, город Советск Калининградской области. «Работаю в трёх местах, да ещё и ночные дежурства - набирается около 7 тысяч рублей», – Ю.Волков, травматолог. Врач Н.Конторович, Волгоград: «Сейчас в медицине самые высокооплачиваемые должности – бухгалтер и водитель». Низкая оплата труда приводит и к снижению ответственности за качество выполняемой работы.
О введении института врачей общей практики.
Некоторые специалисты считают, что врач общей практики не всегда может разобраться в заболевании. Кроме того, это отдаляет специализированную медицинскую помощь от населения. Врач с 30-летним стажем В.Аксёнов (Оренбург) выражает иную точку зрения: «Повторяется ошибка, допущенная при «монетизации» льгот, – отсутствует разъяснение важности первичного звена здравоохранения. Этой проблемы не понимают даже врачи».
Авторы указывают на суть проблемы – врачей общей практики, выполняющих многофункциональную задачу, у нас практически нет. Их даже готовить ещё не научились, так как эта специальность официально появилась только в 2004 году. Участковых терапевтов со средним возрастом более 50 лет изменить уже очень сложно и добавка к их зарплате не может значительно повлиять на качество медицинской помощи, даже если туда перейдут профессора, так как они «узкие специалисты». Предлагается предусмотреть краткосрочную, но качественную переподготовку имеющихся специалистов на врачей общей практики. Считается целесообразным разрешить врачам-специалистам работать по совместительству участковыми врачами.
О дефиците кадров в отрасли.
Выпускники медицинских учебных заведений зачастую не хотят работать по специальности, особенно в условиях первичного звена. К чему это приводит, пишет М.Шанина из Самары: «Чтобы попасть на приём к терапевту надо предварительно записаться. И сделать это можно только в четверг с 8-30 до 9-30. Если не сможешь, надо ждать следующего четверга». Ещё хуже положение дел в сельской местности. Показательно письмо коллектива Междуреченской районной больницы Вологодской области: «За последние годы в район не приехал ни один молодой специалист. Причина – отсутствие жилья, льгот, низкая зарплата, падение престижа врача». Для решения кадровой проблемы предлагается восстановить для выпускников учебных заведений, обучающихся на бесплатной основе, распределение и обязательность отработки. В случае отказа, ввести возмещение расходов на обучение. Ставится вопрос и об установлении для здравоохранения статуса государственной службы.
О закрытии лечебных учреждений в сельской местности.
Указывается на отдаленность медицинских учреждений – чтобы попасть к специалисту порой приходится преодолевать десятки километров. Из письма жителей Плёсинского сельсовета Пермской области, где намечено с 1 января 2006 года преобразовать участковую больницу, обслуживающую пять населённых пунктов, в фельдшерско-акушерский пункт: «Мы лишаемся гарантий получения медицинской помощи, так как до райцентра 60 километров, а у нас круглый год бездорожье». Авторы интересуются, каким образом в каждом конкретном случае будет обеспечена реализация заявленной цели: повышение доступности и качества медицинской помощи.
О целях реформ в здравоохранении.
Руководители крупнейших клиник и институтов страны, среди которых – А.Воробьёв, директор Института хирургии имени А.В.Вишневского, М.Давыдов, директор Российского онкологического научного центра имени Н.Н.Блохина, В.Шумаков, директор Института трансплантологии и искусственных органов считают необходимым при реформировании здравоохранения чётко обозначить цели реформ, указать, как снизить смертность, какой продолжительности жизни надо достичь в ближайшие годы и какие силы и средства будут для этого задействованы. Учёные обращают внимание на то, что задачу снижения смертности нельзя решать в общем виде, она имеет свою специфику в каждом виде заболевания – сосудистой патологии, онкологии, травматологии и т.д. Ответственность за методическое руководство работой по отдельным направлениям, считают авторы, надо возложить на профильные институты, которые сосредоточены в Российской академии медицинских наук (РАМН). Принципиальным считается также сохранение нынешней структуры РАМН, которая обеспечивает последовательную связь фундаментальных разработок с внедрением в жизнь полученных научных результатов. Особое внимание предлагается обратить на профилактическое направление в медицине: в странах, где практикуется диспансеризация населения, люди живут на 10-15 лет дольше. Главная мысль, высказываемая в письме: чтобы исправить положение в здравоохранении, надо сделать правилом отчёты глав администраций регионов и Правительства России о состоянии здоровья населения.
О необходимости усиления организационно-массовой и разъяснительной работы с населением.
Отмечается, что многие не понимают сути медицинского страхования, а медицинский полис воспринимают как ненужную бумагу. Говорится и о том, что слабо реализуется задача формирования здорового образа жизни. Указывается, что пока население будет относиться к своему здоровью как к чему-то необязательному, тяжёлую ситуацию в здравоохранении переломить не удастся.
О финансировании здравоохранения.
С удовлетворением воспринята существенная поддержка со стороны федерального бюджета. В то же время подчёркивается необходимость осуществления действенного контроля по расходованию выделяемых средств. Предлагается отказаться от нынешнего принципа финансирования поликлиник, зависящего от количества визитов. Авторы считают, что финансирование поликлиник надо увязывать с количеством населения, проживающего на обслуживаемой территории. Обращается внимание и на нецелесообразность финансирования стационаров по количеству койко-мест.
О государственных гарантиях медицинской помощи.
Большинство считает, что государство должно обеспечить конституционное положение о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В то же время некоторые корреспонденты считают, что каждый россиянин должен вносить больший вклад в охрану своего здоровья и предлагают установить налог для физических лиц в фонд обязательного медицинского страхования. Эти средства пойдут на оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий. На каждого работающего человека, пишут в письмах, необходимо открыть индивидуальный счёт, на котором будет отражена как сумма отчислений от организации, где работает человек, так и сумма отчислений от его зарплаты. Тогда у населения появится материальный стимул заботиться о своём здоровье, считают авторы. На деле начнёт работать лозунг «Быть здоровым – выгодно».
Большинство авторов считает, что при разработке и проведении мероприятий по реформированию здравоохранения – сферы, касающейся каждого человека, необходимо привлекать общественность и ведущих специалистов отрасли, тщательно просчитывать социальные последствия преобразований.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.