«В начале работы Госдумы пятого созыва в Комитете по охране здоровья находилось 58 законопроектов, из них по 22 Комитет был ответственным исполнителем, по 36 - соисполнителем. За период 2008 года Комитет работал над 128 правовыми актами, из которых по 45 Комитет являлся ответственным исполнителем, по 83 - соисполнителем. Таким образом, в портфеле Комитета в 2008 году было в 2 раза больше законопроектов, чем в 2007 году.
Важнейшими направлениями работы членов Комитета в 2008 году были законодательное обеспечение приоритетного национального проекта «Здоровье», а также регулярное рассмотрение хода его реализации на заседаниях Комитета.
Комитет рассмотрел на своем заседании 6 июня 2008 года проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Было поддержано решение о направлении дополнительных доходов Фонда в 2008 году в сумме 2,8 млрд. рублей на увеличение объема средств на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.
По итогам исполнения бюджета ФОМС за 2007 год Комитет обратил внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость активизации работы по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
По инициативе Комитета депутатами Госдумы были внесены поправки в законопроект \"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов\". Необходимость поправок была вызвана несовершенством новой методики распределения дотаций из Федерального фонда ОМС на выполнение территориальных программ ОМС, которая не в полной мере учитывала особенности регионального социально-экономического развития и приводила к существенному сокращению размера дотаций ряду субъектов РФ. В результате внесенных поправок 19 территориям были существенно увеличены суммы дотаций на выполнение территориальных программ ОМС.
В 2007-2008 годах в 19-ти регионах России проходила реализация пилотного проекта, в ходе которого внедрялись отраслевые системы оплаты труда с ориентацией на конечный результат, оплата по полному тарифу в системе обязательного медицинского страхования, осуществлялся переход на преимущественно одноканальное финансирование. По инициативе Комитета дважды вносились изменения в бюджет Федерального фонда ОМС с целью продлить срок реализации пилотного проекта и полностью использовать выделенные целевые средства.
Пристальный интерес членов Комитета вызывают долгосрочные перспективы развития здравоохранения. Комитетом были подготовлены предложения к проекту Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (в части здравоохранения). Большая работа проведена депутатами Комитета по внесению предложений в Концепцию развития здравоохранения до 2020 года.
Рассмотрев законопроекты \"Об исполнении федерального бюджета за 2007 год\" и \"Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год\", Комитет отметил неполное освоение бюджетных ассигнований, выделенных на проект «Здоровье». В первую очередь это касалось строительства федеральных центров высоких медицинских технологий в 2007 году – было освоено 25% средств, а также - дополнительной диспансеризации работающих граждан – было освоено 57%. Комитет рекомендовал повысить эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на национальный проект «Здоровье».
Депутаты Комитета по охране здоровья, выезжая в регионы, знакомятся с ситуацией на местах. В 2008 году Председатель Комитета по охране здоровья посетила перинатальные центры, строящиеся в рамках проекта «Здоровье»: в Хабаровске, Иркутске, Благовещенске Амурской области, ознакомилась с ходом строительства перинатального центра в Ростове-на-Дону. В 2008 году по всей стране осуществляется строительство и оснащение 23 перинатальных центров. Объем ассигнований федерального бюджета составляет более 6,3 млрд. рублей.
При Комитете по охране здоровья созданы экспертный совет по разработке законодательных предложений в сфере профилактики заболеваний, экспертный совет по борьбе против табака, экспертный совет по вопросам правового регулирования качества медицинской помощи, рабочая группа по подготовке законодательства в сфере борьбы с потреблением табака, рабочая группа по законопроектам о бюджетах Федерального фонда ОМС и модернизации системы ОМС и другие.
В последние годы многое сделано для улучшения деятельности системы здравоохранения. Финансовые потоки, направляемые из бюджетов на цели здравоохранения, существенно возросли.
Вопросы перспективного развития проекта «Здоровье» обсуждались при рассмотрении и принятии федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
По предложению фракции «Единая Россия» национальный проект «Здоровье» был дополнен мероприятиями, направленными на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Предусматривается строительство региональных сосудистых центров и открытие первичных сосудистых отделений в 12 субъектах РФ в 2008 году и в 12 субъектах в 2009 г. В период с 2008 по 2011 год из федерального бюджета на эти цели должно быть выделено 11 млрд. руб.
Комитет инициировал проведение 27 октября 2008 года парламентских слушаний на тему: «Законодательные аспекты снижения смертности от предотвратимых причин в Российской Федерации», на которых подробно рассмотрены вопросы снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, дорожно-транспортных происшествий, онкологических заболеваний, а также вопросы оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
С 2009 года новым приоритетным направлением проекта «Здоровье» становится формирование здорового образа жизни. На ближайшие три года в федеральном бюджете предусмотрено 2,5 млрд. рублей. Комитетом по охране здоровья уже проделана большая работа по формированию здорового образа жизни на законодательном уровне, чему способствовало проведение парламентских слушаний на тему: «Законодательные аспекты формирования здорового образа жизни».
Значимым событием явилось принятие Государственной Думой 11 апреля 2008 года Федерального закона «О присоединение Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака». Для более эффективной реализации положений конвенции Комитетом в 2008 году проведены парламентские слушания на тему: «Законодательные аспекты реализации Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака».
Депутаты Комитета уделяют особое внимание вопросам дополнительной подготовки врачей первичного звена здравоохранения и подготовки медицинских кадров для федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров. Комитет провел «круглый стол» на тему: «Законодательные аспекты подготовки и переподготовки кадров в сфере здравоохранения», на котором были поставлены вопросы о необходимости реформирования системы последипломного образования.
В центре внимания Комитета находится выработка и реализация антикризисных мер, необходимых для сохранения достигнутого уровня лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе по совершенствованию государственного контроля и регулирования цен на лекарственные средства. В 2008 году проведено три расширенных заседания Комитета по данному вопросу. На заседании, состоявшемся 4 декабря 2008 года, депутаты Комитета отметили, что, несмотря на финансовый кризис, ситуация с лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан остается относительно стабильной.
По состоянию на 22 декабря 2008 года в регионы поставлено лекарственных средств на общую сумму более 63 млрд. руб., что на 35% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, в том числе 31,6 млрд. руб. по высокозатратным заболеваниям.
Обслужено 56,2 млн. рецептов на сумму 52,35 млрд. руб., что на 16% больше, чем в 2007 году, в том числе по высокозатратным заболеваниям отпущены лекарственные средства на сумму около 26 млрд. руб.
На отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях в Российской Федерации находятся в 3,6 раза меньше рецептов, чем в 2007 году. В ряде субъектов Российской Федерации доля отсроченного обеспечения значительно превышает данный показатель в среднем по Российской Федерации (0,16%).
В 2009 году на лекарственное обеспечение «регионального сегмента» программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) выделено 28,3 млрд. рублей. Также в федеральном бюджете запланировано дополнительное выделение межбюджетных трансфертов на данные цели в объёме 12,2 млрд. рублей.
С 1 января 2009 года увеличивается норматив финансовых затрат, направленных на обеспечение лекарственными средствами, с 426 рублей до 465 рублей в месяц. На финансирование обеспечения граждан дорогостоящими лекарствами в 2009 году выделяется 36,4 млрд. рублей. Поставки в субъекты начались 8 декабря 2008 года. До 31 декабря 2008 года в регионы должно быть поставлено 30% от общего объема выделяемых на первое полугодие 2009 года лекарств, остальные 70% должны поступить до 31 января 2009 года.
Несмотря на относительно стабильную ситуацию с обеспечением лекарствами отдельных категорий граждан, некоторые аспекты вызывают опасение.
Проведенный анализ показывает, что закупка лекарственных средств по программе ОНЛС путем проведения аукционов неэффективна, т.к. не достигаются поставленные цели: получение качественных препаратов с приемлемой стоимостью и экономия средств федерального бюджета.
В настоящее время в России нет эффективного механизма государственного регулирования цен на лекарства. Отсутствует механизм контроля расчета затрат на производство лекарственного средства и получаемой прибыли.
С января по сентябрь 2008 года средняя стоимость упаковки на лекарственные средства в розничной продаже увеличилась на 4,9%. Вызывает обеспокоенность, что рост цен по наиболее востребованным препаратам в сентябре-октябре 2008 года составил более 7,7%.
На сегодняшний день из 120 отечественных предприятий уже 3 завода временно приостановили выпуск продукции в ампулах. Кризис может привести к сворачиванию выпуска на предприятиях лекарственных средств, причём в основном недорогих, предназначенных для госпитального сектора, что абсолютно недопустимо.
Комитет считает необходимым усилить контроль за проведением подготовительных мероприятий (проведение аукционов, своевременность поставки) к реализации программы ОНЛС в 2009 году. По результатам проведенных в субъектах аукционов на поставку лекарств провести тщательный анализ цен, объема и ассортимента закупленных для льготников лекарств.
В весеннюю сессию 2009 года следует внести изменение в Федеральный закон № 94-ФЗ, запрещающее проводить закупку лекарственных средств путём проведения аукционов. Законопроект подготовлен депутатами Комитета, однако в течение осенней сессии 2008 года его не удалось согласовать с заинтересованными ведомствами.
Необходимо разработать эффективный механизм государственного регулирования цен на лекарственные средства, позволяющий сдерживать цены на них в условиях мирового финансового кризиса. Установить жёсткий контроль за ценами на лекарственные средства в аптечных учреждениях страны, в том числе за размером оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей лекарств.
В условиях кризиса очень важна бесперебойная доставка лекарств до всех граждан страны. Помочь этому может доставка лекарств до пациентов через фельдшерско-акушерские пункты. В связи с этим необходимо внести в Федеральный закон № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» соответствующие изменения. В Комитете находится шесть законопроектов по данной проблеме, на которые получены отрицательные отзывы Правительства Российской Федерации. В связи с огромной социальной значимостью вопроса Комитет продолжит свою работу для его урегулирования».