На совещании правительства Нижегородской области с депутатами Государственной Думы от региона, состоявшемся 9 июля, среди прочих вопросов обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лекарственных средствах». С докладом по этому вопросу выступил директор департамента здравоохранения Нижегородской области Юрий Тарасов. Он рассказал о сути предлагаемых изменений и подчеркнул, что проект разработан в целях оптимизации лекарственного обеспечения сельского населения, больных, находящихся на лечении в стационарах, а также для ликвидации разночтения в нормативных документах и уточнения понятия «фармацевтическая деятельность». После окончания заседания депутат ГД Алексей Лихачев рассказал корреспонденту ФВ, что эти предложения были оценены на совещании как правильные и своевременные. Депутату дано поручение согласовать текст поправок с Минздравсоцразвития, чтобы в сентябре их можно было внести на обсуждение в Государственную думу и принять в трех чтениях.
В проекте предлагается дополнить понятие «фармацевтическая деятельность» таким видом деятельности как уничтожение ЛС с истекшим сроком годности или пришедших в негодность небольшими партиями, количеством до 50 упаковок. Абзац двадцатый предлагается изложить в следующей редакции: «Фармацевтическая деятельность – деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения ЛС, включающая оптовую и розничную торговлю ЛС, изготовление ЛС, уничтожение ЛС с истекшим сроком годности или пришедших в негодность небольшими партиями (количеством до 50 упаковок)». Необходимость внесения этой поправки продиктована тем, что в настоящее время затруднена процедура получения отдельной лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, которая дает право уничтожения ЛС.
В абзац 24 ст.4 и в пункт 1 ст. 32 предлагается внести изменения, касающиеся возможности организации аптечных пунктов при ФАП. Это необходимо для улучшения лекарственного обеспечения сельского населения, которое при отсутствии данных аптечных учреждений не получает лекарственную помощь в должном объеме. Абзац двадцать четвертый предлагается изложить в следующей редакции: «аптечное учреждение – организация, осуществляющая розничную торговлю ЛС, изготовление и отпуск ЛС в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, в том числе аптечные пункты, организованные при фельдшерско-акушерских пунктах, аптечные магазины, аптечные киоски».
В п. 1 ст. 17 предлагается внести поправку, предусматривающую изготовление ЛС в аптечном учреждении не только по рецептам врачей, но и по требованиям ЛПУ (индивидуально и мелкими сериями), т.е. в текст после слов « по рецептам врачей» дополнить словами «и требованиями лечебно-профилактических учреждений (индивидуально и мелкими сериями)». Отсутствие права изготовления ЛС по указанным требованиям не позволяет сегодня обеспечить ЛПУ лекарствами, которые не выпускаются промышленностью, а также более дешевыми, чем ЛС промышленного производства.
Пункт 1 статьи 32 предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «В сельских поселениях допускается отпуск и реализация ЛС медицинскими работниками с высшим и (или) средним образованием через аптечные пункты, организованные при фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, участковых больницах.»
Изменения в ст. 32 ФЗ в части разрешения отпуска ЛС в отдаленных от районных центров населенных пунктах медицинским работникам с высшим и (или) средним медицинским образованием в аптечных пунктах, организованных при врачебных амбулаториях и ФАПах повлекут также дополнения в ст. 33 о допуске к фармацевтической деятельности в указанных аптечных пунктах специалистов с высшим или средним медицинским образованием, имеющих сертификаты. Статью 33 предлагается изложить в следующей редакции: «33. Физические лица могут заниматься определенными видами фармацевтической деятельности при наличии высшего фармацевтического или медицинского образования или среднего фармацевтического или медицинского образования и сертификата специалиста.».
Принятие предложенных поправок не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Нижегородские специалисты предлагают также статью 5 Федерального закона от 08.01. 1998 г. № 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дополнить пунктом следующего содержания: «уничтожение неиспользованных остатков, разведенных остатков (в шприце) наркотических средств, психотропных веществ осуществляется государственными и муниципальными учреждениями в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.» Неиспользованные остатки остаются в малых количествах, что не позволяет сделать качественный и количественный анализ для установления достоверности содержимого ампулы. В настоящее время в нормативных документах не установлен порядок транспортировки и передачи вскрытых ампул на уничтожение организации, имеющей соответствующую лицензию. Эти обстоятельства создают большие трудности в работе, которые будут устранены после принятия предложенных поправок. Они необходимы для оптимизации работы муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления им права уничтожения неиспользованных остатков, уничтожение разведенных остатков наркотических средств (в шприце) Принятие этих поправок не требует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.