На слушаниях выступили около 30 докладчиков. По словам председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения Леонида Рошаля, принцип отбора выступающих предполагал максимальный охват существующих в стране государственных и негосударственных структур, связанных с медициной, максимальное количество регионов и наибольшее число предложений и мыслей по формированию стратегии развития здравоохранения, пускай даже полярных.
- Нам необходимо осуществить мозговой штурм проблемы для того, чтобы наиболее полно и многогранно сформулировать концепцию, - заявил Леонид Рошаль, исполнявший функции председателя собрания.
В числе выступающих были в большинстве своем ученые, а также представители Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, Росздрава, Министерства обороны, Счетной палаты, руководители регионального здравоохранения, страховых компаний, учреждений коммерческой и ведомственной медицины.
Разнообразие мнений и позиций докладчиков было подтверждено сопровождающими практически каждое выступление вопросами, возражениями и уточнениями. Пожалуй, только в двух утверждениях сходились все участники – процент ВВП, выделяемый на отрасль, явно недостаточен, а то, что выделяется, используется бессистемно и очень неэффективно.
Основополагающее место в стратегии здравоохранения – с точки зрения большинства докладчиков - должна занять социальная значимость отрасли. Главной целью должно стать улучшение здоровья населения, и все остальные положения должны исходить из этой цели.
По словам заведующего кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета Георгия Комарова, «между врачом и больным не должны стоять деньги». «Недостатки бесплатной медпомощи были искусственно раздуты», - добавил зам. председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Фарид Кадыров. А по высказыванию Евгения Чазова, «никто не знает точно, каков в нашей стране уровень медицинских дотаций».
Много нелестных слов было высказано о страховой медицине. По мнению представителя Института экономики РАН Татьяны Чубаковой, менее затратной для России могла бы стать нестраховая модель.
Конкретно о недостатках системы финансирования здравоохранения, которая должна быть ориентирована на результат, а не на количественный показатель услуг, высказалась директор Центра сравнительной социальной политики Наталья Григорьева: «Для дифференцированной оценки качества работы медперсонала требуется разработать специальные оценочные индикаторы».
«Нужна общегосударственная система движения средств за пациентом в нужный для него регион, а так же требуются предложения по организации пространственной доступности медицинской помощи для мест с малой плотностью населения», отметил Президент Союза малых городов России Е.М. Марков.
«Требуется строить концепцию, определив предварительно юридические статусы больного, врача и уточнив юридически другие медицинские понятия, например – кого считать человеком?» - такова позиция юристов, например Председателя Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александра Саверского.
По мнению академика РАМН Олега Щепина, никто не знает реального положения с состоянием здоровья населения», поэтому, по его мнению, и по мнению некоторых других выступающих требуется полный мониторинг на основе информационных технологий.
По результатам слушаний был подготовлен сборник материалов «Концепция развития здравоохранения на десять лет». Нескольким докладчикам было предложено войти в рабочую группу по подготовке концепции. Предполагается в результате работы данной группы в течение 2-6 месяцев сформулировать основные принципы концепции и представить ее на всестороннее профессиональное и гражданское обсуждение.