Медицинское образование: разными путями к единой цели

28.04.2006
00:00

В рамках программы сотрудничества между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Европейским региональным бюро ВОЗ состоялось совещание ректоров медицинских образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования с участием экспертов ВОЗ, на котором обсуждались вопросы подготовки кадров по общественному здоровью в России и Европе.

Само понятие «общественное здоровье» появилось около 10 лет назад. Как пояснил ректор ММА им. И.М. Сеченова академик РАН и РАМН М.А. Пальцев, речь идет о комплексе мероприятий по снижению заболеваемости населения не на индивидуальном, а на популяционном уровне. Если задачей врача - выпускника лечебного факультета является лечение конкретной болезни у конкретного пациента, то специалист в области общественного здоровья должен уметь анализировать и совершенствовать деятельность здравоохранения в широком социальном аспекте. В сферу его внимания должны входить мониторинг заболеваемости той или иной инфекцией и экологической обстановки на территории страны, контроль в сфере производства и потребления пищевых продуктов и предметов народного потребления, планирование затрат в сфере здравоохранения и анализ его эффективности и др.

В России специалистов подобного профиля уже много десятилетий готовят на медико-профилактических факультетах медицинских вузов. Они получают фундаментальное базовое шестилетнее образование. В Европе подобного опыта никогда не было, поэтому там для обучения специалистов в сфере общественного здоровья стали открывать двухгодичные Школы общественного здоровья, куда принимают людей с высшим медицинским, юридическим, экономическим образованием. С работой таких школ знакомили участников совещания эксперты ВОЗ.

В решении, принятом по итогам совещания, было, в частности, отмечено, что подготовка кадров в области общественного здоровья будет и впредь осуществляться на базе медико-профилактических факультетов вузов, программа которых должна изменяться, совершенствоваться, включать новые учебные дисциплины в зависимости от требований времени. Надо сказать, что отсутствие в решении рекомендаций об открытии школ общественного здоровья в России вызвало негативную реакцию экспертов ВОЗ. Вот как прокомментировал данную ситуацию директор Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития РФ академик РАМН Н.Н. Володин: «Мы готовы обсуждать любые вопросы с любой международной организацией, и в первую очередь, конечно, с ВОЗ. Эксперт может давать советы и рекомендации, мы их примем к сведению, рассмотрим, но внедрим с учетом наших особенностей то, что нам интересно и для нас значимо. С другой стороны, даже положительный чужой опыт подчас не может быть реализован в наших условиях. Поэтому резкая реакция регионального советника по кадровым ресурсам здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ Г.М. Перфильевой явно неадекватна. Менять структуру образования, направление подготовки специалистов сразу после совещания нереально. Но мы не будем возражать, если какое-либо образовательное учреждение выйдет с ходатайством о разрешении пилотного проекта Школы общественного здоровья. Мы будем контролировать его деятельность в рамках внесения изменений и дополнений в существующие программы с последующим анализом и принятием решения».

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.