Медицинские вузы России, по словам специалиста, не ориентированы на подготовку трансплантологов, выделяемых на операции средств недостаточно, а федеральное законодательство в этой сфере не основательно разработано и расходится с европейскими правовыми нормами, допускающими больше возможностей для трансплантации.
Одной из самых больших проблем оказывается неготовность многих регионов к медицинскому обслуживанию пациентов, прошедших операции. «Отпускать пациента с пересаженными органами из трансплантологического центра в отдаленный регион – большая проблема, – заявил Дмитрий Суслов в ходе пресс-конференции в Санкт-Петербурге. – Потому что там наблюдение за такими пациентами находится в жутком состоянии. Если после пересадки почки их наблюдают, как правило, врачи отделения гемодиализа, то к кому попадает пациент с пересаженной печенью, неизвестно. Гепатологи не разбираются в супрессии и в иммуносупрессивных схемах, им хватает обычных больных. Если же пациент лечился у инфекциониста, тот считает, что необходимо продолжать лечение гепатита B, но как лечить, если пациент получает иммуносупрессивные препараты, врач не знает. Аналогичная ситуация – с пересаженным сердцем. Так происходит потому, что врачи не образованы в этих проблемах».
В ряде случаев пациенты узнают о возможности операции из Интернета, а не от специалистов лечебных учреждений.
С точки зрения заведующего отделом биотехнологий Центра им. Р.М Горбачевой Олега Галибина, в некоторых субъектах федерации положение не столь серьезно, однако ситуация в целом неудовлетворительная.
«Сейчас созданы новые, хорошо оборудованные трансплантационные центры в Самаре, Саратове, Краснодаре, Якутске. Они обслуживают свои регионы. Раньше это делалось только в Москве. Главный фактор – заинтересованность руководителей регионов и понимание важности таких операций. Развитие трансплантации определяет лицо медицины в государстве, учитывает передовые достижения науки. Россия пока похвастаться может немногим».
В Санкт-Петербурге живет более 500 горожан с пересаженными органами. В 2011 году здесь сделано около 80 операций по трансплантации почки (при годовой потребности 180–200 операций), 16 – печени, 6 – сердца. Но наиболее сложные и имеющие наибольшее число противопоказаний операции – по пересадке поджелудочной железы – в городе не выполняются.