Пресс-конференция председателя Комиссии Общественной палаты по формированию здорового образа жизни, директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Лео Бокерия состоялась 2 апреля в газете «Московский комсомолец», куда кардиохирург прибыл после выполненных в этот день трех операций.
Напомнив о том, что 56, 4 % россиян умирает от сердечно-сосудистых заболеваний, и тенденции к улучшению ситуации пока нет, он указал, что многих внезапных «сердечных смертей» и инсультов можно было бы избежать при развитой системе специализированной помощи. По данным Л. Бокерия, сейчас в стране необходимо выполнять 142-145 тыс. операций на открытом сердце в год, в то время как за 2006 г. их было сделано 24 тыс., а 8 лет назад количество таких операций было равно всего 6 тыс. Проблема упирается в остаточный принцип финансирования здравоохранения.
На примере своего центра академик рассказал, что из выделяемых на кардиооперацию 4 тыс. долл. США 3199 долл. необходимо на одноразовые принадлежности, и только 800 долл. остается на до- и послеоперационные обследования, лекарства и прочее. Соответственно, хирургам приходится не использовать необходимые фильтры и другие принадлежности, чтобы уложиться в бюджет. А филиалу в Перми, второму по числу операций в стране, выделяется и того меньше – 80 тыс. руб. на операцию.
Л. Бокерия считает, что российское здравоохранение попало в тупик уже после Великой Отечественной войны, когда Советский Союз по меньшей мере на 20 лет опоздал с развитием специализированной помощи. В результате из 10 тыс. наименований, используемых в кардиохирургии, 99 % - импортного производства. Чтобы медицина смогла перейти к саморазвитию, необходимо привлечь интерес бизнеса, а для этого каждый пациент, придя в центр, должен иметь на руках сертификат с четко прописанным финансированием.
Касаясь вопросов детской кардиохирургии, Л. Бокерия сообщил, что в прошлом году в его центре проведено 1300 операций детям до года, а раньше 670 операций делалось во всей стране. Для определенных вмешательств оптимальный возраст ребенка – до 1-2 недель. К сожалению, много детей умирает от отсутствия донорских органов. На Западе дети с тяжелыми врожденными аномалиями могут становиться донорами, у нас же развитие детской трансплантологии тормозится отсутствием четких критериев мозговой смерти у детей. Этот вопрос будет рассмотрен 15 мая 2007 т.г. на «круглом столе» «О совершенствовании законодательства в области трансплантологии», организуемом Комитетом Государственной Думы по охране здоровья.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.