Когда боль уже не защитная реакция

10.09.2007
00:00
Каждый человек в своей жизни так или иначе, чаще или реже сталкивается с болью. Она оказывает значительное влияние на качество и продолжительность жизни. При всем этом на сегодняшний день механизмы боли изучены недостаточно, а следовательно, нет и средства, на 100% излечивающего боль. О значении боли для человека, ее видах, механизмах и способах лечения нам рассказал профессор кафедры нервных болезней ФППОВ Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук Андрей Борисович ДАНИЛОВ

— Боль — очень многогранное понятие, а как можно охарактеризовать ее?

— Боль является ощущением, хорошо знакомым каждому человеку. Практически не существует людей, которые бы многократно в течение своей жизни не испытали чувство боли. Совершенно не случайно такие понятия, как “больной”, “больница”, имеют тот же корень, что и слово “боль”. Любое отклонение от нормального здорового состояния обозначается, как болезнь. Боль и болезнь связаны в наших представлениях очень тесно, и нередко, отрываясь от первоначального понятия “боль”, мы говорим “болит душа”, вкладывая в это уже другой и опосредованный смысл. Скорее всего, лингвистическая связь боли и болезни определяется тем, что боль является одним из самых частых проявлений любых патологических процессов.

— В чем заключается смысл болевого ощущения, нужна ли человеку боль?

— В широком смысле боль является предупреждающим сигналом о нарушениях, возникающих в организме, и открывает путь к диагностике и лечению многих заболеваний. В этом смысле боль — важное и полезное ощущение. Это положение касается не только сферы патологии, но и обыденной здоровой жизни, когда это чувство предупреждает и ограждает нас от вредоносных внешних воздействий (огонь, кипяток, повреждающие предметы и т.д.). Чарльз Шеррингтон говорил, что боль — “сторожевой пес здоровья”. Положительное значение способности субъекта ощущать боль и корригировать поведение наглядно подтверждается такой эксвизитной ситуацией, как существование небольшого числа людей, родившихся и живущих с отсутствием способности ощущать боль. Жизнь их является мучительной и опасной. Они, как правило, в процессе жизни получают множественные повреждения (не выработана стратегия взаимодействия с внешней средой), а в случае определенных заболеваний (например, широко распространенный аппендицит), требующих ургентного и часто хирургического лечения, не застрахованы от возникновения тяжелых осложнений.

— Всегда ли боль полезна и необходима? Чем отличается острая боль от хронической?

— Боль — понятие и клинически, и патогенетически сложное и неоднородное. Она различается по интенсивности, локализации и по своим субъективным проявлениям. Боль может быть стреляющей, давящей, пульсирующей, режущей, а также постоянной или периодической. Все существующее многообразие очень важно для определения причин боли и последующего лечения. Одним из наиболее существенных факторов в понимании этого феномена является разделение боли на острую и хроническую. Все, что было сказано ранее о сигнальной роли боли, относится и к острой. Но в последние годы особое внимание привлекают так называемые хронические боли. Главной ее характеристикой является длительное, часто монотонное проявление болей, которые нередко носят не строго локализованный, а диффузно распространенный характер. У этой категории больных головные боли сочетаются с болями в спине, конечностях, животе и т.д. “Все болит”, — так часто определяют свои жалобы эти больные. Иногда болезнь сразу проявляется распространенными болевыми синдромами, иногда различные части тела вовлекаются постепенно, а в ряде случаев хронические боли формируются на фоне уже существующих острых локальных болей. Но и в последней ситуации заболевание как бы отрывается от конкретных патологических процессов, вызвавших острые боли, и существует уже по своим закономерностям. Естественно, что формирующиеся у пациентов хронические боли часто утрачивают какое-либо полезное сигнальное значение. В наши дни в ряде случаев становится очевидным, что в основе их появления лежит психический фактор и они могут обозначаться как психогенные. Ведущим патологическим алгоритмом, как правило, являются депрессия, ипохондрия или сенестопатия. Иногда этот синдром обозначают как “депрессия-боль”. Указанная категория больных представляется сложной. Постоянные обращения к врачам, длительный поиск органических причин боли, многочисленные инвазивные методы исследования и даже оперативные вмешательства (у ряда пациентов имеется синдром Мюнхгаузена, когда они настойчиво побуждают врача ко все новым исследованиям или вмешательствам) — так протекает жизнь этих больных.

Естественно, что не все хронические боли у пациентов обусловлены психическими нарушениями. Онкологические заболевания, болезни суставов и другие сопровождаются хроническими, но чаще всего локализованными болями. Хотя следует учесть возможность возникновения на этом фоне синдрома “депрессия-боль”. Одним из распространенных вариантов хронической боли является нейропатическая.

— Что такое нейропатическая боль, в чем ее характерные особенности?

— Нейропатическая боль, ее диагностика и лечение нередко представляют для лечащих врачей сложную задачу. Трудности при ее терапии могут быть связаны с различными факторами, включая разноплановую клиническую картину, неправильный выбор лекарственного препарата, назначение неправильной дозы. Далеко не все пациенты могут описать свои симптомы, пользуясь дескрипторами, характерными для этого патологического состояния, что может приводить к постановке неправильного диагноза, особенно врачами-терапевтами, к которым и обращается большинство пациентов с нейропатической болью. Этот тип боли трудно лечить, и лишь у немногих удается полностью купировать болевой синдром. Помимо собственно боли пациентов, как правило, беспокоит нарушенный сон, развивается депрессия и тревога, и в итоге снижается качество жизни. Многие из них посещают не одного и даже не двух врачей, прежде чем получают адекватную помощь. С другой стороны, большинство пациентов (около 80%) испытывают боль более года до своего первого обращения к специалисту.

Еще один фактор неэффективного лечения — это неправильный выбор лекарственного препарата. Ключевой характеристикой нейропатической боли является то, что она плохо отвечает на традиционные обезболивающие средства, такие как нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). Антиконвульсанты и антидепрессанты считаются наиболее эффективными препаратами для ее лечения. Однако, как показывает практика, они составляют лишь небольшую часть всех врачебных назначений (около 20%), которые делаются по поводу нейропатической боли. В то же время НПВП при нейропатической боли назначаются в 41% случаев, а простые анальгетики — в 21%. Таким образом, более 60% пациентов, страдающих нейропатической болью, получают неадекватную фармакотерапию! Тем не менее в последние годы достигнут существенный прогресс в понимании механизмов нейропатической боли, а также появились новые возможности ее эффективной терапии. Сейчас идет активная разработка новых средств для лечения этого типа боли. Так, уже появились лекарственные средства, где в показаниях четко указано: для лечения нейропатической боли. Современные исследования строятся на изучении механизмов боли, а зная механизмы, можно создавать специальные лекарства, так что в ближайшие 5—10 лет ситуация должна в корне измениться.

— Какие отделы в нервной системе отвечают за появление боли?

— В организме имеется сложно организованная и мощная ноцицептивная система, постоянно воспринимающая и анализирующая боль. Начальным звеном этой системы являются болевые рецепторы, расположенные практически во всех тканях организма, за исключением центральной нервной системы (головной и спинной мозг), лишенной этих рецепторов, но играющей особую роль в проведении и анализе болевых импульсов. О значении афферентных (чувствительных) систем свидетельствуют и анатомические особенности нервной системы. Так, в задних (афферентных) корешках спинного мозга имеется до одного миллиона волокон (в каждом), а в передних (эфферентных, двигательных) — лишь 200 тысяч волокон. В спинном мозге афферентные системы, расположенные в боковых и задних столбах, занимают большую территорию, чем нисходящие эфферентные пути. На любое болевое раздражение организм может ответить мгновенной рефлекторной реакцией, реализующейся на уровне спинного мозга. Однако ощущение боли, ее анализ, эмоциональная окраска, построение стратегии поведения связаны с церебральными системами ствола мозга, таламуса, лимбико-ретикулярного комплекса и коры больших полушарий. Острые боли чаще всего топически детерминированы, и в их основе лежит местный патологический процесс. Характер, природа патологического процесса, степень вовлечения болевых рецепторов определяют интенсивность и особенности болевых ощущений. Однако при одном и том же патологическом процессе у различных людей болевые характеристики имеют большой индивидуальный диапазон и могут переживаться как нестерпимые или незначительные. В этой ситуации следует обсуждать два фактора, прежде всего наличие мощной антиноцицептивной системы, подавляющей боль, расположенной на различных уровнях нервной системы (спинной и головной мозг). Чувство боли является результирующей реципрокных отношений между ноцицептивными и антиноцицептивными системами. Эти соотношения индивидуальны и определяются как генетическими, так и приобретенными факторами. Имеются “болевые” личности, высокочувствительные к болевым раздражениям, и люди с более высоким болевым порогом и высокой толерантностью к боли. Здесь следует обсудить второй фактор — состояние психической сферы. Восприятие боли — процесс психофизиологический. Боль всегда окрашена эмоциональными переживаниями, что и придает ей индивидуальный характер. Важнейшими факторами являются эмоционально-личностные особенности субъекта, уровень его невротизации, наличие депрессивно-ипохондрически-сенестопатических проявлений. Очень существенно, что антиноцицептивные системы и психическое состояние тесно взаимодействуют друг с другом за счет анатомо-функциональных и нейрохимических связей. В тесном взаимодействии они определяют уровни болевой восприимчивости и особенности ощущения боли.

— Почему в лечении боли с успехом используются антидепрессанты?

— У человека есть собственные противоболевые системы: опиатная, серотониновая и норадреналиновая. Поэтому, если мы назначаем наркотические анальгетики или препараты, которые активизируют функцию серотонина и норадреналина, это может усилить защиту против боли. Антидепрессанты, влияющие на обратный захват серотонина и, таким образом, на серотониновую антиноцицептивную систему, оказались малоэффективными при хронических болях, т.к. они действуют только на одно звено. А те антидепрессанты, которые одновременно ингибируют обратный нейрональный захват и серотонина, и норадреналина, оказались более эффективными, но клинических исследований лечения боли этими средствами пока мало. Обычно эти препараты не начинают действовать сразу, и задача врача объяснить пациенту необходимость их приема и постепенность наступления эффекта.

— Все-таки проблема дифференциального диагноза при болевом синдроме стоит очень остро. Как убедиться в том, что данная патология связана, например, именно с психогенными причинами?

— Необходимо очень внимательно слушать пациента, оценивать косвенные признаки того, что мы называем психогенной болью, проводить кропотливую клиническую работу. Само понятие “психогенная боль” многими пациентами не воспринимается, им тяжело свыкнуться с мыслью, что для их страданий нет органического субстрата. Сейчас интерес к психогенным болям увеличивается, т.к. появились методы оценки функций мозга: позитронно-эмиссионная томография, функциональная магнитно-резонансная томография; мы можем оценить работу мозга при болевых синдромах. Оказалось, что происходят некие изменения, которые трудно трактовать с точки зрения привычных понятий, т.к. еще не сформировалась система координат для объяснения данных изменений. Поэтому психогенные боли — это трудная область неврологии, диагноз ставится по негативным критериям: исключению органической патологии. Звучит банально, но врач должен быть предельно внимательным к пациенту, обследование — по возможности полным, а лечение — продуманным и индивидуальным.

— А с какими проявлениями психогенных болей чаще всего приходится сталкиваться в клинической практике?

— Наиболее важны с точки зрения распространенности и затруднений при дифференциальном диагнозе с потенциально опасными патологиями боли в области сердца — кардиалгии.

Основные причины болей в области сердца — это ишемическая болезнь сердца, проблемы с позвоночником и психогенно обусловленные состояния. Между этими тремя патологиями и приходится проводить основной диагностический поиск. Очень часто оказывается, что боль связана с психогенными механизмами. Выделяют три основных состояния, которые могут привести к кардиалгии: конверсионные, соматизированные и хроническое болевое соматоформное расстройства. При истерических, или конверсионных, расстройствах жалобы могут быть на что угодно, в т.ч. и на боли в области сердца. Заподозрить истерическую природу жалоб позволяют демонстративность поведения, вычурность, истерические стигмы. При психовегетативном синдроме, или “панических атаках”, частым вариантом течения является кардиофобический. При этом боль является лишь одним из множества других симптомов: одышка, сердцебиение, потливость; характер боли очень разнообразный: она может быть колющей, режущей; длительность болевых ощущений варьирует от секунд до нескольких часов; при этом ведущим синдромом все равно является тревожно-фобический, проявляющийся тревогой и страхом. Место, где впервые возник приступ страха, становится неприятным, и пациенты стараются его избегать. Хроническое болевое соматоформное расстройство возникает обычно у мужчин зрелого возраста, страдающих депрессией. При этом характер боли однообразный, ее локализация одна и та же — это точечная, устойчивая, монотонная боль. При этом других симптомов практически не наблюдается, вегетативные расстройства отсутствуют. В диагностике психогенной боли могут помочь предложенные критерии: множественность и длительность боли; отсутствие органических изменений либо несоответствие выявленных изменений жалобам больного; временная связь между болью и конфликтом; использование боли как средства достижения цели, которая не может быть достигнута другими способами; боль как форма избегания нежелательной деятельности.

— Даже из краткого экскурса в патогенез и принципы лечения боли видно, насколько сложен этот вопрос. А каковы сегодня главные проблемы в лечении болевых синдромов?

— Основная проблема в лечении болевых синдромов связана с существующей и используемой, к сожалению, в медицинской практике биомедицинской моделью болезней. Согласно этой модели причина боли может быть либо соматической (патология органа, ткани), либо психической. Врачи, как правило, пытаются “докопаться” во что бы то ни стало до какой-либо органической патологии, чтобы объяснить причину боли, и не учитывают психический фактор. Однако нередко пациенту, страдающему хронической болью, после прохождения множества дополнительных (инвазивных и неинвазивных) исследований не только не становится легче, а наоборот, боли усиливаются. В лечении привыкли делать акцент на назначение обезболивающих средств: НПВП, наркотики. Эта традиция сохраняется и до сих пор. Однако оказалось, что эти средства не всегда и не всем хорошо помогают, а во многих случаях, напротив, усиливают или индуцируют новый тип боли (например, абузусные головные боли при злоупотреблении анальгетиков). Принятые в широких врачебных кругах эти универсальные стандарты купирования боли оказались не совсем пригодными для лечения целого ряда болевых синдромов. Например, такие состояния, как невралгия тройничного нерва, боли в ногах при диабетической полинейропатии, боли при спинальной травме, постгерпетическая невралгия, фантомные, не поддаются лечению всеми вышеуказанными анальгетиками.

Сегодня в медицинском мире наиболее адекватной признана так называемая биопсихосоциальная модель заболевания, которая подразумевает тесное взаимодействие и взаимовлияние соматического (телесного), психического и социального факторов в механизмах возникновения, формирования и течения заболеваний, в т.ч. и болевых синдромов. Именно на основе биопсихосоциальной модели болезней возможна выработка правильных подходов в диагностике и лечении любых заболеваний и, в частности, болевых синдромов. Совершенно очевидно, что в лечении боли недостаточно использовать обезболивающие фармакопрепараты или физиотерапевтические методики. Необходим комплексный подход, включающий различные виды фармакотерапии, психотерапии, психологической коррекции, социальной адаптации. В лечении болевых синдромов должны принимать участие врачи различных специальностей: неврологи, психиатры, психологи, физиотерапевты, терапевты, анестезиологи.

Во всем мире уже существуют специализированные мультидисциплинарные центры по борьбе с болью. Лишь в США их насчитывается более 2000. Практически во всех цивилизованных странах имеются ассоциации по борьбе с болью, координирующие научно-практическую деятельность врачей в этом направлении. Ежегодно проходят международные и национальные конгрессы, обсуждающие проблемы боли в самых различных аспектах. Хочется надеяться, что уже через несколько лет механизмы различных видов боли будут изучены и, соответственно, найдены средства, эффективные в каждом конкретном случае болевого синдрома.

В Интернете начал работу русскоязычный информационный портал о проблеме боли для врачей и пациентов www.paininfo.ru, подготовленный сотрудниками кафедры нервных болезней ФППОВ ММА им. И.М. Сеченова.

Беседовала Анастасия МАРТЫНОВА

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.