Комитет Госдумы РФ по охране здоровья рекомендовал принять в первом чтении законопроект, разделяющий понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь». Заключение на внесенный в 2024 году документ есть в распоряжении «МВ», парламентарии могут рассмотреть его на одной из январских сессий.
Законопроект был разработан с целью юридически разграничить эти два понятия. Поправки предлагают определить медицинскую помощь как комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление здоровья человека, а определение «медицинская услуга» использовать только в отношении санаторно-курортного лечения. При этом устоявшийся термин «медицинская услуга» планируется сохранить для расчета тарифов на медпомощь, для лицензирования медицинской деятельности, при ведении форм статистического наблюдения, а также в номенклатурах в сфере здравоохранения, для формирования клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.
«Пришло время дорабатывать вопрос правоприменительной практики по отношению к медицинской деятельности и медицинской помощи. К сожалению, многие наши граждане ассоциируют медпомощь с понятием «медицинская услуга» так, будто наши медики оказывают услугу, а не помогают пациентам. Это разные термины, которые необходимо разграничить. Убежден, что разграничение понятий на законодательном уровне несет в себе не столько юридические изменения, сколько главным образом нацелено на повышение престижа врачебной профессии и на уважение к труду медиков», — написал на своей странице в Telegram глава Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Леонов.
По его словам, аналогичные изменения были приняты несколько лет назад в отношении учителей. Понятие «образовательная услуга» было исключено из законодательства, чтобы не ассоциировать деятельность педагогов с коммерческими услугами и повысить престиж профессии учителя.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что гарантированное конституционное право на медицинскую помощь не может быть приравнено к понятию «услуга». Там также говорится, что предлагаемые документом положения позволят ограничить применение ст.238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) в отношении медицинских работников, сохранив при этом ответственность медорганизации перед пациентом.
В прошлом году в России был принят закон о частичной декриминализации медицинской деятельности — мед- и фармработники были выведены из-под действия ст.238 УК РФ. По данным за девять месяцев 2025 года правоохранительные органы действительно стали возбуждать уголовные дела из-за некачественной медпомощи реже. В то же же время сообщалось об увеличении частоты применения к медработникам так называемых специальных составов — халатность (ст.293 УК РФ) и неоказание помощи (ст.124 УК РФ). Поскольку положения бланкетных норм законов «Об охране здоровья» и «О защите прав потребителей» не изменялись, это не позволяет судам разграничить понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь». Таким образом, проблема уголовного преследования за врачебные ошибки не была решена введением поправок в законодательство, отмечали юристы.
На этом фоне эксперты призвали скорее создавать полноценную систему страхования ответственности врачей, покрывающую большую часть рисков при врачебных ошибках, и внедрять механизмы досудебного урегулирования споров. На их взгляд, практика привлечения врачей к уголовной ответственности будет продолжена, так как пациенты и их родственники по-прежнему могут подавать иски о возмещении вреда здоровью, о компенсации морального вреда, о нарушении законодательства о правах потребителей, писал «МВ».

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.