Генеральная прокуратура прекратила уголовное дело в отношении медиков Волгограда

03.10.2007
00:00
Таким образом, конфликтная ситуация, возникшая при проведении в лечебном учреждении международных многоцентровых клинических исследований вакцин «Вариликс» и «Приорикс» производства компании «ГлаксоСмитКляйн Байолоджикалз», завершена.

Комментарий начальника Отдела организации государственного контроля доклинических и клинических исследований лекарственных средств Росздравнадзора Сергея Филюнина

- Мы выражаем удовлетворение тем, что уголовное дело закрыто, и никаких нарушений в действиях врачей прокуратура не выявила. С первого дня во всей этой ситуации было больше эмоций и некомпетентных суждений, чем фактов и трезвого анализа по существу. В результате пострадала репутация клинических исследований лекарственных средств в России как необходимого этапа внедрения новых способов лечения. Без клинических исследований безопасности и эффективности лекарственных средств с участием пациентов (и, в частности, детей, если речь идет о педиатрии) новые лекарства применяться в лечебной практике не могут. Сегодня наша страна испытывает недостаток современных инновационных препаратов, пригодных для лечения несовершеннолетних. Причины этого заключаются, в том числе, и в несовершенстве федерального закона «О лекарственных средствах», поэтому Росздравнадзор готовит для Минздравсоцразвития свои предложения по приведению нормативной базы в соответствие с европейскими стандартами.
Для меня, как человека, проработавшего в здравоохранении 35 лет, главным был и остается вопрос – а как же дети и их здоровье? В то время как в прессе пестрели заголовки об «опытах на детях», ни одного обращения в Росздравнадзор со стороны родителей привитых детей или врачей не было. Это не удивительно, ведь указанные вакцины уже использовалась в нескольких десятках стран мира, а вакцина «Приорикс» даже зарегистрирована в России и на ее введение осложнений не зафиксировано. Анализируя ситуацию, я пришел к выводу, что при проведении клинических исследований, особенно с участием детей, необходимо опираться не только на законодательную базу, но и на широкую общественную поддержку.

Комментарий председателя Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александра Саверского

Данное дело, возбужденное по ст. 238 УК РФ (оказание услуг с нарушением требований безопасности для жизни и здоровья потребителей), справедливо прекращено Генеральной прокуратурой РФ в связи с тем, что клинические исследования – это не услуги. Вызывает недоумение тот факт, что на осознание этой мысли у следователей ушло почти шесть месяцев, а перед этим был еще год на то, чтобы понять, что разрешение на проведение исследований у исполнителей все-таки было.
Необходимо так же дополнить выводы Генеральной прокуратуры РФ тем, что применение вышеуказанной статьи УК РФ к отношениям, возникающим в ходе клинических исследований, не допустимо еще и потому, что требования безопасности товара (лекарственного средства) на момент проведения исследований еще не установлены, а исследования и призваны к тому, чтобы эти требования установить, и потому нарушить требования, которых еще нет, невозможно.
Полагаю, было бы справедливо, если бы семья Гераськиных, которая считает себя пострадавшей в ходе этих клинических исследований, обратилась бы с иском в гражданский суд за возмещением ущерба и вреда. Признаться, у меня вызывает сильное недоумение, почему этого не сделано до сих пор.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.