Эксперты обсудили проблемы медицинской промышленности в России

24.02.2014
00:00
Проблемы и перспективы локализации производства медицинских изделий эксперты обсудили в рамках тематического круглого стола, который прошёл в Москве 19 февраля в гостинице Holiday Inn Simonovsky.  

По мнению участников мероприятия, локализация в России развита плохо и существующие в этой сфере проблемы необходимо решать.

— Большинство предприятий российской медицинской промышленности зациклены на внутреннем рынке. Минпромторг постоянно говорит о том, что нужно развиваться в сторону мирового рынка. Если мы не поставим перед собой эту задачу, то и дальше будем зависеть от конъюнктуры российского рынка и его колебаний, — считает генеральный директор АПМИ ОПК Александр Смирнов.

По его словам, важно понять баланс между производством продукта в России и грамотном выводе его на внешние рынки.

— В медицинской промышленности сейчас происходит стагнация. На мой взгляд, у нас есть два пути развития промышленности: с нуля создавать собственные инновационные производства или обращаться к локализации. Конечно, путь локализации более эффективен с точки зрения использования средств. Но всё-таки с локализацией пока больше вопросов, чем ответов. Так, зарубежный производитель, который решается локализовать свое производство в России, сталкивается с неопределенностью. Он не знает, как найти надежных партнеров, какая его ждет прибыль, к каким рискам нужно быть готовым, — добавил Александр Смирнов.

Эксперт считает, что простые производственные процессы локализовать несложно, вопрос в том, насколько это выгодно компании, которая придёт на российский рынок. Будет ли она производить на территории своей страны, либо будет производить в России.

Говоря о локализации в мире, исполнительный директор Ассоциации IMEDA Александра Третьякова привела в пример несколько стран.

— Возьмем Бразилию. 20 лет бразильцы пытались развить свою медицинскую промышленность, выстраивая высокий забор от всего остального мира. Это привело к тому, что у них есть сборочное производство, есть фирмы, которые научились неплохо что-то делать под свой рынок. Но на глобальный рынок они не вышли, свои технологии не распространяют. Результат – бразильцы далеки от лидеров медико-технологического бизнеса, хотя и очень стараются.

Еще один пример – Китай. Китайская медицинская индустрия развивается за счет нарушения мыслимых и немыслимых международных вопросов защиты интеллектуальной собственности и правового поля. Китайцы копируют технологии и нарушают права правообладателя. Это цена, за которую они строят свою медико-технологическую индустрию,  — подчеркнула она.

Александра Третьякова привела и пример Ирландии, где хорошо развита локализация. 20 лет назад в этой стране не было медпрома, а сегодня там присутствуют восемь из десяти крупнейших медико-технологических компаний, в медицинском секторе заняты 24 тысячи человек, что составляет 1% экономически активного населения Ирландии. Кроме того, в половине медицинских компаний, кроме производственной площадки, есть полноценный центр Research and Development (R&D).

— Ирландцы решили не замыкаться на своей стране, а выходить на мировой рынок. И им это успешно удалось. Конечно, в России иная ситуация, и мы при всем желании не можем быть как ирландцы, но их пример наглядно показывает возможный вариант развития локализации, построенной с нуля, — добавила Александра Третьякова.

Елена Восканян, МВ

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.