В настоящее время социальные сети охватывают практически все сферы нашей жизни, специалисты различных профессий становятся «друзьями» в социальных сетях. И врачи - не исключение. Однако, по мнению экспертов-медиков, помимо преимуществ онлайн-контакта со специалистами, например, облегчения доступа пациента к медицинским услугам или повышения уровня медицинской грамотности среди населения, существует и немало подводных камней.
В частности, при переходе на приятельский стиль общения с пациентом размываются границы профессионального общения, считает президент и генеральный директор FSMB Хумаюн Чаудри. По его мнению, нарушение конфиденциальности частной беседы или вырванная из контекста и растиражированная по сети фраза могут привести к весьма неприятным последствиям. Так, согласно результатам последних исследований, 92% респондентов отметили, что они сталкивались, по крайней мере, с одним случаем непрофессионального поведения в интернете, повлекшим за собой наказание вплоть до отзыва лицензии.
Нормы общения в социальных сетях для врачей и пациентов, опубликованные в Annals of Internal Medicine, призваны обезопасить медиков от издержек коммуникации в сети. Помимо указания на то, что слишком приятельское общение с пациентами не вполне приемлемо с точки зрения врачебной этики, этот документ обращает внимание медицинских работников еще на некоторые моменты.
Таблица. Интернет-активность врачей: преимущества, недостатки и способы их устранения
Вид интернет-общения |
Потенциальные выгоды |
Потенциальные «ловушки» |
Меры предосторожности |
Общение с пациентом с помощью электронной почты, текстовых и мгновенных сообщений |
Доступность срочной информации |
Проблемы сохранения конфиденциальности, отсутствие личного контакта, возможная мисинтерпретация полученной информации |
Очертить круг вопросов, подходящих к данному типу общения, общаться только с теми пациентами, с которым ранее была проведена личная встреча |
Использование социальных сайтов для сбора информации о пациенте |
Имеется возможность наблюдать и консультировать пациентов относительно рисков игнорирования назначений врача, вмешательство в случае необходимости |
Степень конфиденциальности источника информации под вопросом, Возможность потери доверительных отношений с врачом |
Взвешенно подходить к использованию полученной информации, с учетом всех возможных последствий |
Использование пациентом образовательных медицинских ресурсов |
Способствует просвещению пациента |
Не являясь специалистом, пациент может воспринять информацию некорректно. Мошеннические сайты «для пациентов», на которых искажаются методы и результаты лечения |
Тщательно выверять контент, рекомендовать пациентам только проверенные сайты |
Врачебные блоги, микроблоги и ответы на посты пациентов |
Повышает уровень состояния здоровья населения, есть возможность высказать свою точку зрения |
Негативный контент: высокомерный и недоброжелательный тон общения, унижающий достоинство пациентов и коллег |
Всегда помнить о том, что Ваши посты характеризуют Вас и как профессионала, и как личность |
Размещение постов и информации личного характера на социальных сайтах |
Общение |
Стираются профессиональные и личные границы, что, в свою очередь, воздействует как на личную жизнь, так и на профессиональную карьеру |
Тщательно структурировать материалы для открытого доступа, соблюдать границу между личным и профессиональным общением |
Использование врачами интернет-ресурсов для профессионального общения с коллегами |
Облегчает общение с коллегами |
Угроза конфиденциальности при использовании слабо защищенных ресурсов |
Обеспечивать организационно-правовую и техническую защиту информации |
Источник: Annals of Internal Medicine
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.