Принятие данного положения направлено, прежде всего, на защиту прав пациентов при получении бесплатной медицинской помощи. Если расходы, которые понёс пациент при лечении в больнице, необоснованны, и данные затраты, согласно законодательству, компенсирует бюджет или ФОМС, то вернуть деньги можно, обратившись в свою страховую компанию.
На сегодняшний день оказание бесплатной медицинской помощи населению Челябинской области регламентируется специальным документом - Территориальной программой государственных гарантий, в которой прописаны виды медицинской помощи, а также перечень лекарств и изделий медицинского назначения, которые положены пациенту бесплатно. Все расходы, которые несёт лечебное учреждение, в рамках Территориальной программы компенсирует ФОМС или бюджет. Однако зачастую в лечебных учреждениях с пациентов незаконно взимаются денежные средства. Также граждане за свой счёт приобретают медикаменты или расходные материалы, которые входят в перечень бесплатных и не должны оплачиваться за счёт средств пациента.
В связи с этим, для увеличения доступности медицинской помощи, а также усиления работы по защите прав пациентов, фонд совместно со страховыми компаниями разработал порядок возврата денежных средств пациенту в случаях их незаконного взимания в лечебных учреждениях.
Страховая компания запускает специально разработанный механизм по возмещению пациенту расходов, если он полностью или частично оплатил медицинскую услугу, или препараты, необходимые для лечения, в том числе: лекарства, расходных материалы, компоненты крови, энтеральное питание, дезинфицирующие средства и всё то, что подлежит оплате за счёт средств ФОМС.
Для того чтобы компенсировать свои необоснованные расходы, пациенту необходимо обратиться с соответствующим заявлением в свою страховую медицинскую организацию. В ЧОФОМСе напомнили, что одной из основных обязанностей страховой медицинской организации /СМО/ является защита прав застрахованных, в том числе досудебное и судебное разбирательство в случае нарушения прав пациента.
После поступления заявления, специалисты страховой компании оценят, насколько обосновано обращение, действительно ли имеет место нарушение со стороны лечебного учреждения. Затем изучаются финансовые документы, подтверждающие факт расходования средств пациентом /кассовый чек, товарный чек, приходный кассовый ордер/. Без наличия чека подтвердить факт взимания средств достаточно сложно. Необходимо помнить, что при заключении с медицинским учреждением договора на оказание платных услуг возмещения пациенту расходов невозможно.
Следующим этапом является проведение медико-экономической экспертизы случая, а при необходимости проводится ещё и экспертиза качества оказанной медицинской помощи. Акты проверки направляются руководителю медицинского учреждения. По результатам проведенной экспертизы в страховой компании принимается решение о выплате пациенту затраченной суммы. Если принято положительное решение, то СМО выплачивает деньги пациенту за счёт собственных средств. После завершения расчётов с обратившимся гражданином, страховая компания снимает данную сумму с лечебного учреждения. При этом страховая медицинская организация принимает все меры для решения спорных вопросов с медицинским учреждением путём переговоров. В случае несогласия руководства больницы, нерешенные вопросы могут быть рассмотрены в суде.