Кристофер Хитченс — один из самых влиятельных интеллектуалов нашего времени, светский гуманист, убежденный атеист, антиклерикал, яркий критик исламизма. Родился в 1949 г. в Англии, окончил колледж Бэллиол Оксфордского университета. С 1981 г. жил и работал в США. Прославился резкой и убедительной критикой Рональда Рейгана и Билла Клинтона. Был профессором факультета журналистики калифорнийского университета Беркли, как приглашенный профессор читал лекции в Новой школе в Нью-Йорке. В 2009 г. журнал Forbes включил Хитченса в число 25 самых влиятельных либералов США.Им написаны более 20 книг, в том числе сборники очерков, критических статей и репортажей. В 1991 г. Хитченс получил Лэннанскую литературную премию в области non-fiction. Кристофер Хитченс умер в Хьюстоне 15 декабря 2011 г.
Я читала книгу Кристофера Хитченса «Последние 100 дней» и пыталась понять, что все-таки заставило его написать все эти слова...
Он писал их в том состоянии, которое хорошо знакомо мне по тысячам наших пациентов «горячей линии» и которое он изобразил с суровой прямотой и несколько циничной насмешкой закоренелого скептика, казавшейся бы кощунственной, если бы это рассказывал о себе не сам умирающий человек. На страницах этого странного дневника, где этапами стали не дни и даже не события, а те житейские выводы и философские истины, которые они заставляют человека заново осмыслить, он сам признает, что самочувствие онкологического пациента в терминальной стадии сравнимо, видимо, только с пытками инквизиции и мучает неотступностью страданий. Автор не скрывает, что замечает потерю ясности ума и быстроты мышления. Зачем же в таком состоянии писать?.. Вряд ли это могло отвлечь от страшных болей. Вряд ли это помогало утешиться яркому публицисту и антиклерикалу, который заведомо отвергал все утешения своей бескомпромиссной позицией.
Подобно Вергилию, блестящий публицист Кристофер Хитченс ведет репортаж с территории множества кругов ада, по которым проходят пациенты, оказавшиеся по ту сторону двери, над которой написано «Оставь надежду всяк сюда входящий». И в то же время его интонация живого, мужественного, яркого человека, непримиримого борца с притворством и сентиментальностью заставляет питать надежду на то, что любые испытания человек может пройти именно так, оставаясь до последней минуты самим собой. Эта книга может вселить твердость духа в здоровых, но разочарованных и унылых людей, она может раскрыть многие важные истины родственникам больных, она может напомнить очерствевшим врачам и чиновникам, что пациент до смертного часа еще человек, еще личность, а не тело или статистическая единица.
Однако сомневаюсь, что эта книга может стать хорошим чтением для самих пациентов. Сам автор предостерегает от того, чтобы приводить в пример одного больного другому, ведь каждая история болезни, как и каждая история жизни, совершенно уникальна. Я не хотела бы, чтобы наши онкологические больные здесь, в России, еще раз убедились, что даже в идеальных условиях американской клиники, столь небрежно описанных автором и так разительно отличающихся от нашей действительности, - даже там нисколько не легче, нисколько не безболезненнее страшный переход к последней стадии.
Мне бы не хотелось, чтобы в нашей стране, где и без того рак привыкли считать приговором, эту тяжелую исповедь приложили к себе те, у кого еще есть надежда, чей диагноз позволяет бороться и победить. Я боюсь, что сходство симптомов для излечимых и неизлечимых случаев может заставить кого-то опустить руки, разувериться, испугаться. И все-таки на некоторых страницах меня охватывало желание поделиться тем, что я читаю, с каждым пациентом. Мне хотелось сказать: люди, ну смотрите, вот свидетельство вашего собрата по несчастью, и после этой книги мир здоровых, быть может, не будет столь черств и непоследователен в своей реакции на вашу беду?.. Сделан еще один шаг к пониманию, и эта книга может стать вашим посланником даже в нашем глухом к состраданию обществе. Вы не смогли бы рассказать это так ярко — но это сделал человек, чье владение словом считалось эталоном и примером для профессионалов самого высокого ранга.
Инга Коложвари, сотрудник «горячей линии» 8-800-100-0191 психологической помощи онкологическим пациентам «Проект СО-действие»
"Обычно считается, что на вопрос «Как дела?» давать честный и развернутый ответ вовсе необязательно. Когда подобный вопрос задают мне, я отделываюсь загадочными отговорками: «Судить пока рано». (Если тот же вопрос задает мне кто-то из замечательных работников онкологической клиники, то я иногда отвечаю: «Сегодня у меня рак».) Никто не хочет, чтобы ему рассказывали о бесчисленных ужасах и унижениях, которые приходится переживать человеку, когда его собственное тело из друга превращается во врага. Никому неинтересно, что хронические запоры у вас сменились столь же хроническими поносами; что вас мучает чудовищный голод и в то же время вы страшитесь даже одного запаха еды; что вас буквально выворачивает наизнанку при абсолютно пустом желудке; что выпадение волос коснулось даже волосков в носу и из-за этого у вас постоянно течет из носа… Извините, но вы сами напросились… "
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.