Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Нина Ковалева:
– Закон не предусматривает возможность делегирования права электронной подписи другому лицу. Владелец электронной подписи вправе лишь согласовать ее техническое использование с согласия и под своим контролем при условии соблюдения конфиденциальности ключа такой подписи. Использование электронной подписи с нарушением ее конфиденциальности не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия.
Обоснование вывода
Электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (подп.1 ч.1 ст.2 Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи».
Закон различает простую электронную подпись и усиленную. Последняя может быть квалифицированной и неквалифицированной (ст.5 закона № 63-ФЗ). Квалифицированная электронная подпись – аналог собственноручной подписи и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.6 закона № 63-ФЗ).
Согласно подп.1 ч.1 ст.10 закона № 63-ФЗ, участник электронного взаимодействия обязан обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности, не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия. Использование электронной подписи без согласия владельца предполагает нарушение конфиденциальности ключа электронной подписи, о котором ее владелец обязан уведомить удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия в течение одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении (подп.2 ч.1 ст.10 закона № 63-ФЗ).
Буквальное толкование указанных норм не предполагает передачу права использования усиленной электронной цифровой подписи другому лицу на основании какого-либо распорядительного документа либо доверенности (ст.185 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, закон № 63-ФЗ не предусматривает непосредственную передачу права использования электронной подписи от ее владельца иному лицу. Указанный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 14.12.2015 по делу № 11-14292/2015, решение Советского районного суда Махачкалы от 08.09.2016 по делу № 12-636/2016).
Вместе с тем толкование подп.1 ч.1 ст.10 закона № 63-ФЗ не исключает использование ключа электронной подписи другими лицами с согласия и под контролем участника электронного взаимодействия с соблюдением конфиденциальности. То есть в рассматриваемом случае функция третьего лица сводится исключительно к техническому введению ключа электронной цифровой подписи и не предполагает какого-либо делегирования. Подписантом электронного документа при таких обстоятельствах будет владелец цифровой подписи.
В любом случае использование электронной подписи третьим лицом даже с согласия и под контролем ее владельца не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 № 15АП-1132/16, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 № 05АП-1119/16, постановление Ленинского районного суда Владивостока от 08.12.2014 по делу № 5-1087/2014).
Таким образом, врач – владелец электронной подписи вправе согласовать ее использование медсестрой для подписания рецептов при условии соблюдения конфиденциальности ключа такой подписи. При этом ответственность за действия медсестры, совершенные с применением электронной подписи врача, в любом случае может быть возложена на врача как на владельца электронной подписи.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.