Врачи сообщили о дефиците вакцин от ветрянки и кори

Эксклюзив
08.08.2023
12:00
Врачи сообщили о перебоях с поставкой сразу нескольких вакцин, в дефиците – препараты от кори и ветрянки, выяснил «МВ». При этом нехватка наблюдается не только в отношении импортных препаратов, но и отечественных вакцин, которые закупаются государством в рамках нацкалендаря.

Вакцины от кори не досчитались

Врачи в России столкнулись с дефицитом вакцин сразу от нескольких заболеваний, выяснил «МВ». Так, по словам участкового врача-педиатра, эксперта telegram-канала «Все о прививках и вакцинации» Юлии Бережанской, в подмосковных поликлиниках уже несколько недель отсутствует отечественная вакцина от кори, краснухи и паротита «Вактривир». Около месяца нет вакцины от кори и в петербургской поликлинике, подтвердила заведующая детским поликлиническим отделением городской поликлиники № 91 Санкт-Петербурга Татьяна Давыдова: «Мы даже не знаем, когда вообще будет поставка».

Отечественную многокомпонентную вакцину от кори не могут получить и частные клиники: о временном отсутствии «Вактривира» рассказали в клиническом госпитале «Лапино» (ГК «Мать и дитя»), а также в клинике «Рассвет».

Как рассказала «МВ» директор АНО «Коллективный иммунитет» Антонина Обласова, в некоторых поликлиниках России сейчас нет сразу нескольких отечественных препаратов. «Из-за вспышки полиомиелита на Кавказе туда, видимо, были брошены все запасы вакцины: проводили туровую вакцинацию. В результате во многих учреждениях нет никакой вакцины от этого заболевания. Аналогичная ситуация с вакциной от кори: вспышка, подчищающая иммунизация, повышение спроса. Как результат — дефицит. Сюда же можно добавить нерациональное использование вакцины, когда прививали людей, уже привитых полным курсом. Теперь вакцины практически нет, плановая иммунизация не проводится, прививки не могут получить годовалые дети, достигшие минимального возраста для начала вакцинации», — объясняет эксперт.

Ее слова подтверждают Давыдова и Бережанская: маленьких детей от кори пока не прививают. «Есть коревая моновакцина. Но, во-первых, ее мало. Во-вторых, мы ее можем применять только для контактных детей [экстренная профилактика проводится при контакте человека с заразившимся корью]», — рассказала Давыдова.

По данным сайта госзакупок, в 2023 году «Вактривира» должно быть поставлено 2,18 млн доз — это значительно больше, чем в два предыдущих года (примерно по 1,6 млн доз). При этом первый этап контракта предполагает, что до 1 марта поставят 298 тыс. доз, а основная поставка — чуть больше 2 млн доз — должна быть осуществлена в сроки со 2 марта до 25 декабря без четкого графика. В АО «НПО «Микроген» (производит «Вактривир») рассказали «МВ», что производство вакцины для поставки в рамках второго этапа ведется «в данный момент», а «отгрузки начнутся в соответствии со сроками, предусмотренными государственными контрактами». Минздрав не предоставил комментарий.

Вакцин от ветрянки тоже нет

В России есть дефицит некоторых импортных препаратов, например, вакцины против ветряной оспы (это препараты «Варилрикс» и «Варивакс»), сообщил директор НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций, глава герпес-центра МНОЦ МГУ Георгий Викулов. Соглашаются и опрошенные «МВ» частные клиники.

По словам гендиректора клиники «Рассвет» Алексея Парамонова, «очень давно» пропал «Варивакс», а теперь еще и исчез «Варилрикс», который «вообще нечем заменить». В клинике DocDeti «МВ» также сообщили, что «Варивакс» пропал очень быстро, а теперь большие проблемы появились с поставками «Варилрикса». Как рассказала зам. исполнительного директора и педиатр клиники DocDeti Екатерина Трунова, теперь в клинике прививают от ветряной оспы только тех пациентов, для которых препарат был заранее отложен.

Ранее MSD прекратила поставки всех вакцин, аналоги которых есть в России. Среди них – вакцина от ветряной оспы «Варивакс». Кроме того, свою вакцину от ветрянки не может завезти в страну GSK («Варилрикс») — в итоге на препарат «образовался повышенный спрос», рассказала «МВ» Антонина Обласова. В пресс-службе GSK при этом «МВ» заверили, что поставки вакцины в Россию продолжаются.

О том, что MSD прекращает поставки в Россию вакцин против ветряной оспы и кори, стало известно летом 2022 года. Тогда в Росздраве и Минздраве заверяли, что в стране хватает отечественных аналогов вакцин и уход американской фармкомпании не окажет негативного влияния на доступность прививок в стране. MSD заявлял, что продолжит поставки только двух вакцин, у которых на рынке РФ нет аналогов: это вакцина от вируса папилломы человека «Гардасил» (он четырехвалентный, а в качестве неполной альтернативы есть только двухвалентный «Церварикс») и «Пневмовакс 23» (23-валентная вакцина против пневмококковой инфекции, применяемая в основном для ревакцинации у детей и взрослых из групп риска).

На запрос «МВ» MSD не ответил.

Как рассказал «МВ» директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов, «Варивакс» вообще не поставлялся в Россию с начала года, а объем ввоза другого препарата против ветряной оспы — «Варилрикса» — составил только около 50% от объема, который поставлялся раньше.

Пациенты голосуют за импорт

Наличие отечественных аналогов некоторых ушедших импортных вакцин ситуацию не спасает. Родители стали отказываться от вакцинации детей или откладывать ее из-за недоступности иностранных вакцин, которым они доверяют, рассказал Викулов. В итоге, считает эксперт, это дополнительно способствует тому, что «снижается формирование иммунной прослойки популяции». В первую очередь речь идет о вакцине против коклюша, дифтерии и столбняка. «Многие импортные вакцины действительно легче переносятся. Российская АКДС — реактогенная вакцина», — пояснил Викулов.

В июле некоторые региональные СМИ писали о перебоях с поставками «Пентаксима», который закупается Минздравом для национального календаря. Это не первый случай сообщений о нехватке этой вакцины для всех желающих — в прошлом году были аналогичные сообщения. Тогда Росздравнадзор заявлял, что никакого дефицита не наблюдается.

Для нужд Национального календаря профилактических прививок (НКПП) для вакцинации от кори закупают многокомпонентный отечественный «Вактривир». Есть популярные импортные аналоги — MMR-II (компании MSD, США) и «Приорикс» (GlaxoSmithKline, Бельгия), они и раньше были доступны в основном в частных медучреждениях.

От коклюша, столбняка, дифтерии для НКПП поставляется АКДС или «Пентаксим» (Sanofi, Франция, локализован в России на стадии упаковки). За частные средства доступны также импортные препараты «Инфанрикс», «Инфанрикс-Гекса» (GlaxoSmithKline, Великобритания) и, с четырех лет, «Адасель» (Sanofi, Канада).

Из импортных вакцин в нацкалендаре доступен препарат для профилактики пневмококковой инфекции «Превенар 13» (Pfizer Ireland Pharmaceuticals, Ирландия), его производство локализовано в России ООО «НПО Петровакс Фарм» на стадии готовой лекарственной формы. Кроме него, от пневмококка прививают отечественным «Пнемотексом» («Нанолек»).

От полиомиелита прививают отечественным «Полимилексом», живым «БиВаком» и «Пентаксимом». За собственные средства — «Инфанрикс-Гекса».

Среди других импортных вакцин, доступных за собственные средства, — вакцины от менингококка («Менактра»), ротавируса («РотаТек»), ветряной оспы («Варивакс» и «Варилрикс») и др. Эти нозологии не входят в НКПП, но иногда оплачиваются бюджетами регионов.

C тем, что тренд затрагивает прежде всего вакцину от коклюша, дифтерии и столбняка, соглашаются Антонина Обласова и Татьяна Давыдова. «Пациенты и врачи ориентированы не на АКДС, а на «Пентаксим» и «Инфанрикс». Если их нет, прививаться АКДС родители просто отказываются. В итоге детям какое-то время приходится жить невакцинированными», — рассказала «МВ» Давыдова. Для некоторых детей это может стать критичным, поскольку «импортную вакцину — даже «Пентаксим», который закупается государством — можно ждать долго, а коклюш у ребенка первого года жизни иногда заканчивается летально», отметила она.

По словам Викулова, помимо вакцины от коклюша многие родители не хотят применять отечественную живую вакцину от полиомиелита. Давыдова рассказала также о случае отказа прививаться от ротавируса индийским «Рота-V-Эйд» [входит в некоторые региональные календари]. «При этом американский «РотаТек» найти в городе уже почти невозможно», — добавила она. Аналитик Николай Беспалов отмечает, что с начала 2023 года «РотаТек» был ввезен в Россию «в мизерных количествах».

По словам сопредседателя Всероссийского союза пациентов Яна Власова, в организацию периодически поступают подобные сообщения. «Да, мы видим случаи отказов прививаться нашими вакцинами. Тренд есть, и пока усилий со стороны властей недостаточно, чтобы его остановить. Потому что, если граждане по какой-то причине опасаются вакцинироваться предложенными государством препаратами, это вопрос к государству. Половина людей, которые отказываются от вакцинации, при доступности не только отечественных вакцин, но и импортных купили бы их и защитились. А насильно мил не будешь», — сказал Власов.

Общий импорт вакцин в Россию в 2023 году не снизился, а даже вырос на 9% за первые пять месяцев, однако речь идет о ввозе всех препаратов, в том числе входящих в НКПП или не имеющих отечественных аналогов, рассказал «МВ» Николай Беспалов. Он отметил, что в случае появления российских аналогов или препаратов из дружественных стран (например, индийской вакцины от ротавируса «Рота-V-Эйд») они быстро начинают вытеснять «западные» вакцины с рынка. «Так произошло с вакциной от гриппа, ротавируса, кори — краснухи — паротита», — уточнил Беспалов.

tablitsa-08-08-2.png (131 KB)

Что в итоге?

По словам директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, у Минздрава мог произойти сбой в планировании обеспечения населения вакцинами: «Новые регионы и мигранты из Cредней Азии изменили распространенность кори, а Минздрав, вероятно, не успел сориентироваться и не скорректировал вовремя график производства под новые объемы».

«Заболеваемость растет, и я считаю, что хотя бы отчасти это точно связано с тем, что вакцин не так много, как желающих привиться», — сказала Екатерина Трунова. Особенно это касается коревых препаратов, уточнила она.

Согласно данным Роспотребнадзора, с января по май 2023 года выросла заболеваемость всех подотчетных вакциноуправляемых инфекций. Заболеваемость корью взлетела в 210 раз, до 2,9 тыс. случаев, коклюшем — в 5 раз, до 4,2 тыс. случаев, паротитом — на 162%, до 488 случаев, ветрянкой — на 22%, до 423 тыс. случаев.

В интервью «МВ» Георгий Викулов среди главных причин роста заболеваемости кори называл эффект пандемии COVID-19 – во время локдауна у огромного числа детей были пропуски вакцинации. Кроме того, отмечал эксперт, вирус SARS-CoV-2 обладает иммуносупрессивным действием.

Еще одна причина – приток мигрантов. Усугубить ситуацию могло и массовое прибытие беженцев из Украины, где несколько лет наблюдалась вспышка кори.

В майском опросе сервиса «Справочник врача» (есть в распоряжении «МВ») почти половина (42%) медработников называли «доступность и разнообразие вакцин на территории всей страны» мерой, которая могла бы повысить доверие населения к иммунопрофилактике.

Все опрошенные «МВ» эксперты подчеркнули: пока ситуация с доступом иностранных вакцин остается непростой, в первую очередь нужно убеждать россиян прививаться отечественными препаратами, если такие аналоги существуют. Педиатрам, которые столкнулись с такими страхами родителей, Обласова советует «побыть психологом». «Надо выслушать эту маму, понять, чего именно она боится и что заставило ее бояться. Постараться помочь ей с позиции партнера и союзника. Вместо сотрудничества в такой ситуации врач может надавить, начать запугивать последствиями болезни, отталкивая родителя. Все это заставит родителя выбрать в такой ситуации бездействие — самое сохранное, но и самое рискованное для здоровья ребенка решение».

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.