«Если бы мы приняли пять лет тому назад распределение выпускников учебных заведений, которые обучаются, подчеркиваю, за государственный счет – и не только тех, которых (по целевому набору. – Ред.) направляют и оплачивают (учебу. – Ред.), – на работу на три-четыре года, как это было, и никто от этого не помер, мы бы быстро, в течение года-двух решили проблему (кадрового дефицита. – Ред.)», – сказал Леонид Рошаль.
Если предложение будет принято, возникнет конфликт со ст.37 Конституции РФ о свободе труда, отметил управляющий Центром медицинского права Алексей Панов. «Кто создает бюджетное финансирование? Население страны через уплату налогов. Поэтому, на мой взгляд, законодательное закрепление выпускников вузов на селе противоречит конституционной норме о свободе труда, даже в общественных интересах», – отметил он.
В то же время эта идея может быть поддержана, исходя из п.3 ст.55 Конституции РФ, которая гласит, что права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральными законами в той мере, в какой это необходимо, в частности в целях защиты здоровья, прав и интересов других лиц. «Решение вопроса может происходить именно в этой плоскости. Сейчас в селах катастрофическая ситуация – работать некому. Если вопрос не решится, государство создаст угрозу здоровью людей, живущих в отдаленных населенных пунктах. Выхода может быть два – распределение или материальное стимулирование специалистов. Такие программы есть, но они недостаточно работают», – сказал старший юрисконсульт «ЮрБюро» Дмитрий Гаганов.
Председатель Ярославской областной общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом «Гефест», врач-невролог Игорь Степанов поддержал инициативу Леонида Рошаля. «Мои родители в свое время работали в селах, поднимали медицину, набирались опыта. Есть такое понятие "школа жизни" – это один из ее этапов. Транспортная доступность многих территорий недостаточна, больницы закрываются, возможно, проблему придется решать таким путем», – сказал он.
Не все коллеги согласны с Игорем Степановым. «На селе не у кого учиться, качество опыта будет ниже, чем у коллег из города. Особенно это касается стоматологии. Даже в моем городе-миллионнике (Красноярск. – Ред.) качество работ и материалов в частной клинике и в государственной – небо и земля. При этом, трудясь в частной клинике, врач все равно работает на оздоровление нации», – считает стоматолог-терапевт Артем Икаленко. Он сравнивает распределение после вуза с крепостным правом.
«Пункт 3 статьи 43 Конституции РФ гласит: каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Конкурс – это вступительные испытания, при чем здесь принудительное распределение? – отмечает Артем Икаленко. – Из врача делают нечеловека, бесправного, который не принадлежит себе».
Бюджетные места есть во всех вузах, но о распределении в немедицинских учреждениях никто не говорит, отмечает врач. «Я против принудительного распределения. В районах, где плохо с инфраструктурой, дорожной сетью, работают федеральные суды общей юрисдикции. У судей достойные условия (вознаграждение) для осуществления профессиональной деятельности, – приводит пример Алексей Панов. – У врачей должно быть так же – создание условий за счет интересной экономической составляющей, перспектив. Загонять в принудительном порядке представителей цифрового поколения на село неправильно. Тем более что определенные ограничения у врачей уже есть: чтобы стать специалистом, нужно пройти через первичное звено».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.