Эксперты выразили уверенность, что снижение распространенности курения уменьшит неравенство в состоянии здоровья и финансового благополучия пациентов и сограждан. Но на этом пути существуют определенные преграды.
Во-первых, терапевты знают, что традиционные методы, например никотинзаместительная терапия (НЗТ), не всегда достигают цели — количество бросивших с их помощью невелико, кроме того, большая часть пациентов, даже имея серьезное диагностированное заболевание, снова возвращается к курению в течение 6—18 месяцев2.
Во-вторых, плотный график медицинских специалистов не всегда позволяет уделить достаточное время для мотивационной беседы с пациентом. Так или иначе, далеко не все врачи готовы браться за эту непростую задачу. Потребители обычных сигарет тоже редко обращаются за помощью, считая курение проблемой образа жизни, а не болезнью, которая требует медицинского вмешательства.
Несмотря на то, что табачная отрасль существовала в неизменном виде на протяжении долгого времени, многие из производителей стали внедрять в свою операционную деятельность новые подходы. Так, крупные табачные компании из соображений этики, экологии, с учетом современных исследований и трендов на здоровый образ жизни ищут способы снижения вреда, наносимого курением традиционных сигарет, и разрабатывают ассортимент менее вредной несжигаемой продукции. Доказано, что большая часть вредных веществ и канцерогенные смолы — то, что вызывает опасные заболевания и преждевременную смертность, — содержится в сигаретном дыме и продуктах сгорания табака.
По мнению специалистов, альтернативные никотинсодержащие продукты возможны для использования курильщиками, которые не мотивированы на отказ, для замены традиционного курения и в качестве менее вредной альтернативы.
Заменить обычную сигарету на менее вредный способ доставки никотина, хотя бы временно, курящему человеку психологически легче. По данным кокрейновского обзора, опубликованного в ноябре прошлого года, подобные продукты более эффективны в качестве средства для отказа от курения, чем НЗТ, отметил почетный консультант Службы по борьбе с алкоголизмом и наркоманией больницы Святого Винсента, г. Сидней, Австралия, д-р Алекс Водак. Курильщики удовлетворяют потребность в никотине, но при этом не вдыхают продукты горения, выделяющиеся с сигаретным дымом. Никотин формирует зависимость, но в остальном относительно безвреден: его употребление не вызывает онкологических и легочных заболеваний и играет незначительную роль в развитии сердечно-сосудистых патологий, заявил он.
С распространением альтернативных никотинсодержащих продуктов или вейпинга динамика курения сигарет быстрее пошла на убыль в Великобритании, США, Новой Зеландии и Австралии.
В Новой Зеландии после легализации вейпинга в августе 2020 года распространенность табакокурения среди взрослого населения за 2 последующих года снизилась на 33%.
В Австралии электронные сигареты — самое популярное средство отказа от курения сигарет, его используют 1,1 млн взрослых австралийцев. После разрушительного воздействия пандемии COVID-19 на здоровье австралийцев у врачей общей практики появился дополнительный стимул поощрять пациентов к замене традиционных сигарет бездымными никотинсодержащими продуктами.
Доказали свою эффективность в снижении распространенности курения и другие виды альтернативной продукции: в Японии — нагреваемые табачные изделия, в Швеции и Норвегии — снюс (разновидность жевательного табака)2.
Казалось бы, панацея от курения найдена. Но все не так просто. По мнению д-ра Водака, вейпинг мог бы стать эффективным инструментом для снижения распространенности табакокурения в Австралии, если бы не ограничительный характер законов страны. В силу законодательных решений по борьбе с вейпингом динамика снижения табококурения замедлилась, по сравнению, например, с Великобританией, США и Новой Зеландией. Параллельно, в силу введенной государством обязательной рецептурной механики приобретения никотинсодержащей жидкости, возросли объемы некачественной продукции на черном рынке, где, к тому же, отсутствуют ограничения на продажу вейпов детям и молодежи. В низком качестве и легкой доступности устройств для вейпинга винят именно вейпинг, а не жесткие ограничения, введенные австралийским правительством2.
Альтернативным предложением в ассортименте продуктов пониженного риска стали электронные системы нагревания табака (ЭСНТ). Вокруг них также идут дискуссии. Проблема в том, что сторонники полного запрета на курение часто ставят электронные продукты в один ряд с традиционными сигаретами.
Между тем запреты не работают. Итальянское информагентство Adnkronos констатировало, что попытки борьбы с курением при помощи запретов применяются уже несколько десятилетий, но не приводят к желаемым результатам. Об этом говорят национальные статистические данные об уровне распространенности потребления табачной продукции. А распространение стратегии запретов на бездымные никотинсодержащие продукты не имеет надежных медико-научных оснований. «Нам следует прекратить ставить сигареты, выделяющие тысячи токсичных веществ и смол, в один ряд с бездымными продуктами, которые значительно менее токсичны», — считает издание3.
Критически высказываются о перспективах ужесточения запретов на электронные сигареты и ЭСНТ представители Международного исследовательского центра по снижению вреда от курения Coehar при Университете Катании (Италия) — основатель Центра Coehar Риккардо Полоса и директор Центра Джованни Ли Вольти. «Уровень токсичности альтернативных бездымных продуктов на 95—99 % ниже, чем у обычных сигарет, — утверждает Полоза. — На сегодняшний день их можно признать единственным действенным решением в системе здравоохранения, у которой нет никаких предложений для тех, кто не хочет или не может бросить курить. Такие страны, как Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и Новая Зеландия, где на протяжении многих лет проводилась политика в области здравоохранения, направленная на снижение уровня риска, отмечают уменьшение объемов продаж обычных сигарет и искоренение табачной зависимости даже среди молодежи. Кроме того, Управление США по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) недавно одобрило реализацию этой продукции, признав ее ценность для целей общественного здравоохранения»3.
В Италии есть серьезный запрос на эффективные методы помощи тем, кто должен бросить курить, подчеркнул Полоса: «Как система здравоохранения поможет диабетикам, людям, страдающим от шизофрении, гипертоникам, беременным женщинам и миллионам других пациентов отказаться от курения? Почему в этой войне с табакокурением мы отправляем на передовую наших врачей, и с каким оружием они должны идти в бой? За дверями центров по борьбе с курением, больниц, отделений и даже школ работают врачи, которые принимают пациентов и должны давать им конкретные ответы, а не запрещать. Почему никто не интересуется, что же по этому поводу считают авторы научных исследований? Благодаря росту популярности электронных продуктов удалось остановить эпидемию, которая на протяжении десятилетий приводила к миллионам смертей»3.
Безусловно, «золотым стандартом» во всем мире остается полный отказ от курения. Однако для тех, кто не может или не готов немедленно бросить курить, продукты пониженного риска могли бы стать существенной поддержкой на переходном этапе. Например, ЭСНТ, в которых табак нагревается, а не горит, оказывают сниженное воздействие на организм курильщика, поскольку не выделяют большинство опасных продуктов горения — токсичных компонентов сигаретного дыма и канцерогенных смол, добавил специалист.
«В рядах Центра Coehar — 85 экспертов из всех областей науки, — отметил Ли Вольти. — За пять лет нашей работы, благодаря усилиям десятков исследователей и сотрудничеству, начатому по всему миру, нам удалось опубликовать в самых престижных научных журналах более 130 исследований, посвященных вопросу снижения вреда от курения. Благодаря нам Италия занимает передовые позиции в этом направлении. Когда же нас услышат?»3.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.