Как заявила «МВ» детский психиатр, завотделом НИИ охраны психического здоровья РАМН, д.м.н, профессор Галина Козловская, заявлять о детях в полицию – это просто дикость. «О какой профилактике изнасилований может идти речь, если половые отношения добровольные? Но даже, если совершено изнасилование, зачастую люди не хотят предавать его огласке, поскольку это большая психологическая травма и для самой жертвы и для всей ее семьи. Почему правоохранительные органы должны об этом знать - чтобы прийти к жертве домой и требовать от нее сведений, которые она хочет скрыть? Это просто противозаконно и нарушает права человека. Непонятно также, почему вдруг врачи должны выступать в качестве соглядатаев. У нас другая задача: мы должны помогать людям в трудные моменты, невзирая ни на что. Во время войны наши медики оказывали помощь раненым солдатам гитлеровской армии, а не добивали их. А тут предлагают на собственных детей в полицию заявлять. Это просто дикость», – уверена она.
Главный специалист-гинеколог детского и юношеского возраста Минздрава России, завотделением гинекологии детского и юношеского возраста Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова Елена Уварова напомнила, что этот вопрос неоднократно обсуждался на площадке Минздрава с участием врачей, психологов, юристов. И мнение экспертов однозначное: информировать правоохранительные органы нужно лишь в том случае, если есть подозрения на противоправные действия (в первую очередь изнасилование). По ее словам, неправильная оценка ситуации медиками или семьей может привести к трагедии, что подтверждает печальная статистка по подростковым суицидам, совершенным из-за вмешательства взрослых в отношения между несовершеннолетними. Елена Уварова уверена, что уменьшить число подростков, рано начинающих половую жизнь, силовики могут и без информации от врачей. Для этого им надо активней работать с неблагополучными семьями, курировать детей, которым не достает заботы родителей.
Между тем, как сообщила РИА «Новости» руководитель Управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СК РФ Евгения Минаева, уже принято решение о создании межведомственной рабочей группы, которой предстоит выработать предложения по внесению соответствующих изменений в действующее законодательство. В следственном ведомстве упирают на то, что передача сведений от медиков в правоохранительные органы не будет являться разглашением врачебной тайны, поскольку тайна предварительного следствия также охраняется законом.
Доцент кафедры Первого МГМУ имени Сеченова, к.ю.н. Юлия Павлова допускает, что в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регламентирующий предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, может быть добавлено еще одно основание. «Сейчас медицинские работники должны предоставлять в правоохранительные органы сведения, составляющие врачебную тайну, если у них имеются достаточные основания полагать, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий, то есть по какому-то конкретному случаю. Но как оформить обязанность врача информировать обо всех ведущих половую жизнь подростках непонятно, тем более что было даже разъяснение прокуратуры о том, что нельзя передавать информацию в целом по неопределенному кругу лиц. Не знаю, с помощью какого нормативного акта можно обязать врачей это сделать. Если эта идея будет реализована, на медицинских работников навесят несвойственные им функции. И в любом случае это приведет к искам в адрес клиник и врачей со стороны активных пациентов», – полагает она.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.