«Это оказалась новостью для СМИ, но не для специалистов, – сказал Вадим Покровский. – Но критической ситуацию я бы пока не назвал. Речь идет о том, что в ряде регионов отмечен переход от концентрированной стадии эпидемии к генерализованной, а критерием этого перехода является показатель инфицированности более 1% беременных женщин. Таких регионов у нас не 10, а 20. Мы выделяем их по наиболее важному показателю – пораженности, то есть проценту инфицированности населения».
В число таких регионов попали: Свердловская область (1,6%), Иркутская область (1,6%), Кемеровская область (1,6%), Самарская область (1,4%), Оренбургская область (1,2%), Ленинградская область (1,1%), Ханты-Мансийский АО (1,2%), Челябинская область (1%), Тюменская область (1%), Новосибирская область (1%), Ульяновская область (1%), Санкт-Петербург (1%), Крым (0,8%), Алтай (0,8%). «Это еще не конец, пока еще можно что-то сделать, остановить дальнейшее распространение инфекции. Если этот показатель достигнет 2%, то тогда усилий придется приложить значительно больше, если вообще удастся победить», – сказал руководитель центра.
По его словам, подход, основанный на выявлении всех инфицированных, которых нужно заставить принимать лекарства противовирусной терапии в течение всей жизни, – задача сверхсложная и неэффективная. «Наших наркопотребителей, которых много среди инфицированных, заставить принимать лекарства невозможно. Они будут принимать их нерегулярно, и в результате будут вырабатываться резистентные штаммы, ситуация еще более запутается». Гораздо более эффективной показала себя уже испытанная в ряде европейских стран стратегия, основанная на информировании населения, обучении основам безопасного секса в школах и на рабочих местах (поскольку превалируют инфицированные от 25 до 40 лет), применении специальных программ для групп риска – наркоманов, проституток, гомосексуалистов.
На вопрос об утвержденной недавно Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в России на период до 2020 года специалист ответил, что «стратегия есть, а денег нет». «Любая стратегия требует дополнительных денег, сумм пока не указали, поэтому грош цена стратегии без денег. В проекте бюджета, который сейчас рассматривается, это примерно 18 миллиардов рублей, столько же, сколько в прошлом году», – сказал Вадим Покровский.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.