Для решения проблемы дефицита кадров в здравоохранении следует прежде всего пересмотреть подходы к кадровому обеспечению и обучению специалистов для участковой службы, переместить часть врачебного персонала из стационаров в поликлиники, повысить оплату труда и расширять программы социальной поддержки. Такие рекомендации содержатся в докладе НИУ ВШЭ «Российское здравоохранение: перспективы развития», разосланного участникам страхового рынка (копия есть в распоряжении «МВ»).
В докладе проанализированы ключевые показатели системы здравоохранения в России, в том числе механизмы финансирования, ситуация с кадровым обеспечением и работа первичного звена. Авторы — группа экспертов Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ. Во введении уточняется, что 2024 год для российского общества и здравоохранения рубежный, так как в нем будет завершена серия нацпроектов, включая масштабный проект «Здравоохранение» (2018–2024). Поэтому было важно провести анализ современного состояния системы здравоохранения и перспектив ее дальнейшего развития. |
«В первую очередь необходимо использовать экономические и неэкономические стимулы для поощрения работы в участковой службе и занятия общей врачебной практикой. Такие врачи должны получать устойчиво более высокое денежное вознаграждение, чем в среднем врачи поликлинического сектора здравоохранения, а нуждающиеся — иметь служебное жилье. Необходим также комплекс мер по повышению профессиональной привлекательности работы в качестве врача общей практики, особенно в сельской местности», — считают авторы доклада.
В вузах, в частности, предлагается создание специального направления подготовки врачей общей практики (ВОП) с момента поступления до окончания ординатуры с последующим трудоустройством только по этой специальности и с преимущественным правом зачисления на эти места жителей сельской местности и удаленных территорий.
При этом предполагается, что получить допуск к практической деятельности в качестве врача общей практики можно будет только после двухлетней ординатуры по специальности «Общая врачебная практика», то есть придется отказаться от действующего порядка аккредитации выпускников для работы в качестве участковых терапевтов и педиатров после базового образования в рамках специалитета. Сейчас в России ординатуру по семейной медицине заканчивают около 2–3% участковых педиатров и терапевтов (для сравнения: во Франции 48% выпускников медицинских вузов идут в ординатуру по общей врачебной практике, в Англии — 40%).
Уже работающих участковых терапевтов и педиатров предлагается направить на переподготовку в рамках годичной учебной программы. Таким образом доля врачей общей практики в общей численности участковых врачей для взрослого населения должна вырасти к 2030 году до 30% (в 2022 году — 19%). Для снижения нагрузки на врачей первичного звена авторы доклада также предлагают рассмотреть расширение полномочий среднего медперсонала при оказании первичной медико-санитарной помощи.
«Мне странно слышать, что Высшая школа экономики сейчас дает рекомендации, как решить кадровый кризис в здравоохранении, учитывая, что это именно с их подачи проводились многие губительные реформы в российском здравоохранении. Это и лоббирование системы медицинского страхования, и отмена тарифной сетки с переходом на стимулирующие выплаты медицинским работникам, и так называемая оптимизация здравоохранения 2012-2018 годов, когда закрывали больницы и сокращали медицинский персонал. В результате за эти годы количество врачей сократилось на 46 тысяч, а коек - на 160 тыс. Как следствие, мы пришли к пандемии COVID-19 без необходимых резервов и это стоило стране дополнительных 180 тыс. смертей российских граждан. Поэтому им сейчас надо сидеть тихо, а еще лучше публично покаяться, а не раздавать советы, — прокомментировала «МВ» доклад ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова. — То, что у нас в госмедицине сейчас кадровый кризис — давно не новость. Уже даже президент об этом сказал и предложил системные решения. Мое личное мнение: кадровую проблему невозможно решить без кардинального повышения зарплат, для чего потребуется поэтапно увеличить государственное финансирование с нынешних 3,5 до 5% ВВП, или на 2 трлн руб. ежегодно дополнительно».
Ранее премьер-министр Михаил Мишустин поручил создать совместную рабочую группу по проблеме кадрового дефицита в здравоохранении. Курировать эту работу будет вице-премьер Татьяна Голикова, а также депутаты Госдумы, писал ранее «МВ».
По данным Минздрава, дефицит врачей в России составляет около 25—26 тыс. человек, среднего медперсонала — около 50 тыс. Пока государственные учреждения проигрывают в конкуренции частным: как по условиям труда, так и в зарплатах. По оценкам независимых профсоюзов, отток персонала из отрасли не прекращается в первую очередь из-за низких зарплат и переработок.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.