Несмотря на упрощение законодательной базы в части отпуска наркотических препаратов, медицинские работники в регионах не спешат знакомиться с этими изменениями и строить на их основе свою работу. Об этом сказал исполнительный директор Ассоциации хосписной помощи Евгений Глаголев в рамках круглого стола «Обезболивание: есть ли надежда?» 26 октября.
По его словам, в Москве ситуация с доступностью наркотических препаратов для паллиативных больных гораздо лучше. Но про регионы этого пока сказать нельзя. «Хотя принято новое законодательство, медики не спешат с ним знакомиться и применять. Есть огромная проблема, когда врачи не заказывают обезболивающие препараты, потому что просто не хотят с ними работать. Одна из причин – сильный прессинг, который раньше был со стороны ФСКН. Люди просто решили, что лучше с этим не связываться», – уточнил Евгений Глаголев.
Как рассказал заведующий организационно-методическим отделом по паллиативной помощи Департамента здравоохранения г. Москвы Егор Ларин, в настоящее время существует неверное толкование концепции паллиативной помощи как вида помощи, который пациенты получают исключительно в хосписах. Тогда как на самом деле ее цель — оказать максимальную помощь пациентам на дому. Наличие проблем в части обезболивания он тоже подтвердил.
«У нас до сих пор существует страх перед наркотическим обезболиванием, в том числе у самих пациентов. Нормативная база изменилась. И хотя она не решает всех наших проблем, это дает нам новые возможности. Самое главное, наркотическое обезболивание может быть назначено любым врачом, нет ограничений на использование морфина. Но есть проблемы на местах. Нужны нормальные образовательные программы, чтобы у врача были знания, как правильно эти препараты назначать. Да, могут быть ошибки, но это административная ответственность, не уголовная», – отметил он.
Если пациент получает отказ в обезболивании, он должен обратиться к заведующему отделением. Если это не сработает – к главному врачу. «Мне с трудом верится, что главный врач не сможет решить эту проблему», – заявил Егор Ларин. По экспертным оценкам, в России наркотическими обезболивающими сейчас обеспечены лишь от 15 до 40% паллиативных пациентов. В раскладе, который приводит член Европейской ассоциации паллиативной помощи Ольга Усенко, если за исходные данные количество рецептов, выписанных за первое полугодие на первичном приеме и на дому (14 187 рецептов, официальная статистика Росздравнадзора), и 100 тысяч онкологических больных, умерших за первое полугодие и нуждавшихся в сильных опиоидах, то соотношение этих показателей дает ужасающую картину. В последние полторы — две недели жизни сильные опиоиды (один рецепт обычно выписывается на 10—15 дней лечения) получали только три человека из 20.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.