В Сахалинской области закрыли регистратуры в поликлиниках, ввели листы ожидания записи на прием к врачу, чтобы не «потерять» ни одного пациента, и сделали из хронических больных медицинских администраторов, которые ведут работу с людьми с таким же диагнозом, как у них. О результатах этих нововведений рассказал на форуме «Каспий-2023. Открытый диалог о цифре» 26 мая первый заместитель министра здравоохранения региона Станислав Алтухов, передает корреспондент «МВ».
Для решения проблемы долгого ожидания врачебного приема были закрыты регистратуры. При этом была расширена работа контакт-центра.
«Ну вот пациент дозвонился до контакт-центра, или пришел в поликлинику, либо воспользовался порталом госуслуг, но записаться к врачу не смог. Что происходит далее? Либо он займется самолечением, что нас категорически не устраивает, либо обратится в частную медицинскую организацию и будет лечиться вне поля нашего зрения, что нас также не устраивает, — прокомментировал нововведение Алтухов. — А самое главное, что в обоих случаях пациенты будут нас ненавидеть, что тоже не радует».
Чтобы избежать этих ситуаций, был введен лист ожидания. Если человека не смогли записать на прием сразу — его включают в электронную очередь, или он может сделать это сам в мобильном приложении, на портале госуслуг, или через оператора контакт-центра. После этого специалиста для него могут найти как в той организации, куда пациент пытался записаться, так и в любой другой (участковый принцип не действует). По итогам внедрения листа ожидания сахалинский Минздрав получил много интересных результатов, признал Алтухов.
Согласно штатным расписаниям медучреждений, дефицит врачей в регионе составляет 320 человек. Но когда проанализировали лист ожидания, то увидели, что закрыть дефицит в амбулаторном звене можно 50 специалистами. А если увеличить пропускную способность поликлиник и объем профилактических мероприятий, то максимальная потребность составляет всего 100 врачей.
Пропускная способность по итогам эксперимента выросла. Увеличилась и удовлетворенность пациентов, которую отслеживают не от случая к случаю, а ежедневно. По итогам дня из базы данных МИС выбираются все данные по приемам за этот период. Далее они автоматически загружаются в модуль голосового обзвона, и на следующий день каждому пациенту звонит робот. Он просит оценить качество оказанной помощи и ее доступность, поделился опытом Алтухов.
«Проанализировав информацию за год, мы увидели, что 70% обращений пациентов в поликлинику — по инцидентному типу, то есть когда что-то уже заболело, что-то обострилось, — пояснил он. — По сути, к нам обращаются одни и те же люди, хронические пациенты, и мы почему-то каждый раз дожидаемся, когда у них случится обострение и когда нам необходимо будет срочно организовать им медицинскую помощь».
Анализ показал, что 150 тыс. человек в регионе нуждаются в диспансерном наблюдении. Для них Минздрав разработал стандарты этой услуги по всем нозологиям на основании федеральной нормативной базы. Теперь при обращении пациента в поликлинику автоматически загружается план его диспансерного наблюдения. МИС сама распределяет, когда, в какую дату пациенту необходимо будет в дальнейшем прийти к врачу. Так Минздрав может планировать свои ресурсы хоть на год вперед, уточнил Алтухов.
Чтобы побудить хронического больного заблаговременно обратиться в поликлинику, внедрили новую единицу — персонального медицинского администратора из числа пациентов. За каждым из них закрепляют до 200 человек из группы наблюдения с аналогичным диагнозом. Эти администраторы как никто другой понимают, с какими трудностями сталкиваются люди в процессе лечения. Кроме того, они предварительно прошли обучение на базе медицинского колледжа, в том числе изучили навыки конфликтологии, работу с возражениями. После успешной сдачи экзамена их оформили на работу в поликлиники на 0,5 ставки.
В обязанности администраторов входит связь с пациентами через единый контакт-центр, приглашение на плановые визиты и подбор удобных вариантов места и времени посещения врачей. В случае возражений они пытаются убедить больного в целесообразности регулярного наблюдения.
Для этой работы было разработано специальное мобильное приложение по типу CRM (от англ. customer relationship management — система управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов). Есть старший администратор, который осуществляет контроль.
Проект существует менее полугода, но в сахалинском Минздраве уже отметили существенный рост ожидаемой продолжительности жизни, уровня удовлетворенности граждан, резюмировал Алтухов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.