Эксперты заявили о необходимости распространения текущего статуса самозанятых, в том числе на медицинских работников — медсестер и фельдшеров, говорится в статье «Аналитическая оценка правового регулирования реализации профессиональных услуг средними медицинскими работниками в качестве дополнительного дохода», опубликованной в последнем номере журнала «Менеджер здравоохранения».
Сейчас в этой сфере нет контроля соблюдения исполнителями стандартов оказания медицинской помощи и выполнения санитарно-эпидемиологических норм и правил, отсутствует надзор со стороны проверяющих органов, при том что фактически такие услуги все равно оказываются. Согласно экспертной оценке, доходы теневого рынка медицинских услуг в 2023 году в реальном выражении составили 215 млрд руб., в то время как в середине 2010-х объем теневого сектора оценивался в 80-130 млрд руб., приводят данные авторы. По их мнению, именно неполное правовое регулирование коммерческой деятельности среднего медперсонала является одной из причин его роста.
Сестринские медицинские услуги в России относятся к лицензируемым видам деятельности. Целью исследования заявлена попытка, используя международный опыт, провести аналитическую оценку правового регулирования реализации профессиональных услуг средними медицинскими работниками в качестве дополнительного дохода. При проведении исследования проанализировано законодательство шести стран: России, Казахстана, Узбекистана, Германии, Франции и Бельгии — по вопросам оказания платных медицинских услуг специалистами со средним медицинским образованием. |
«В Узбекистане, Германии, Франции и Бельгии медицинские сестры могут работать в статусах «самозанятый», «Freiberufler», «Entreprise individuelle» и «self-employed» соответственно. Каждый из статусов позволяет специалистам со средним профессиональным медицинским образованием оказывать свои услуги в рамках правового поля, заключать договоры с пациентами и вести медицинскую документацию без избыточных правил лицензирования, каковые представлены в России и Казахстане», — отмечают авторы публикации.
Сколько налогов платят самозанятые медсестры в других странах:
В России по закону самозанятые платят 4% с поступлений от своих клиентов-физлиц и 6% — с платежей от юридических лиц и ИП. Налог делится на две части: 37% от его суммы идет в Фонд обязательного медицинского страхования, остальное — в региональный бюджет. |
Ранее в Минфине заявили, что концептуально ведомство не возражает против возможности выдачи лицензий самозанятым медикам, но необходимо получить согласие профильных министерств, в частности Минздрава. Идея бывшего уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова обсуждалась в ходе «круглого стола» почти два года назад.
Разговор о самозанятости для медиков возможен лишь после перехода на индивидуальные лицензии. Введение подобных новаций потребует значительных изменений в правовом поле, поэтому, несмотря на то что эта тема много раз поднималась врачебными объединениями, она так и не «взлетела», пояснил «МВ» исполнительный директор Ассоциации медицинских сестер России (АМСР) Валерий Самойленко. «Вопрос действительно актуален, поскольку де-факто такие услуги оказываются повсеместно. Впрочем, как и обращение к знакомому врачу с осмотром и назначением препаратов. Сегодня любые инъекции и иные процедуры ухода на дому — это действия в «сером» поле с возможными судебными последствиями для исполнителя в случае резкого ухудшения здоровья или смерти пациента», — подчеркнул эксперт.
При этом он отметил, что пока не готов комментировать возможные изменения российского законодательства, так как не изучал эту тему предметно.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.