Его разработка началась в лаборатории молекулярной микробиологии в 2008 году, вскоре после этого группа ученых получила грант Минпромторга России в размере 32,6 млн рублей на проведение доклинических испытаний.
Клещевой энцефалит распространен на территории всей страны, в том числе и европейской ее части: по данным Роспотребнадзора, за 2014 год в России зарегистрировано 1984 случая заболеваний клещевым энцефалитом, показатель заболеваемости 1,39 на 100 тыс. населения. По сравнению с 2013 годом отмечено снижение заболеваемости на 12,2%.
Но именно в Сибири и на Дальнем Востоке циркулируют такие штаммы, которые вызывают более опасные формы заболевания. В Новосибирской области в 2015 году зарегистрировано 14 363 обращения по поводу укусов клещей, это выше аналогичного периода на 8,4%. На 24 июня в лабораториях проверено 7,1 тыс. насекомых, из них заражены вирусом энцефалита 2% клещей. При этом доля вакцинации среди населения этих регионов остается довольно низкой — не более 10%.
— Единственным специфическим лекарством в такой ситуации выступает сывороточный противоклещевой иммуноглобулин. Однако его производство из донорской крови влечет за собой ряд проблем. Во-первых, это ограниченный ресурс, во-вторых, сейчас в качестве доноров выступают не иммунизированные люди, как было раньше, а люди, проживающие в регионах "активности" клещей, в связи с чем эффективность применения препарата многими врачами ставится под сомнение. Кроме того, во всем мире стараются минимизировать использование донорских препаратов, поскольку это несет определенные риски для пациента. Сывороточный иммуноглобулин содержит большую фракцию антител, среди которых могут оказаться и нежелательные — аутоиммунные, — говорит руководитель лаборатории молекулярной микробиологии Нина Тикунова.
По ее словам, лекарство нового поколения, разработанное учеными, в экспериментах на мышах показало 100-кратно большую эффективность, нежели иммуноглобулин.
— Это гуманизированное антитело, содержащее нормальные антитела, в которые встроены маленькие кусочки мышиных антител; их используют, поскольку вакцинировать живым вирусом энцефалита людей нельзя. За рубежом хорошо себя показали в последнее десятилетие аналогичные препараты против других заболеваний — ревматоидного артрита, онкологии, — рассказывает Нина Тикунова.
Руководитель научной лаборатории отмечает, что это биотехнологический препарат, для производства которого не потребуется ни крови человека, ни крови животных, а значит ресурс можно назвать неограниченным.
— Пока доклинические исследования этого препарата идут успешно, как считает экспертная комиссия Минпромторга. Доклинические испытания будут завершены осенью, и тогда мы будем подавать заявку на проведение клинических испытаний. Клиницисты уже крайне заинтересованы в применении этого препарата, — говорит она.
По словам Нины Тикуновой, первая фаза клинических испытаний будет сравнительно недорогой, поскольку препарат нетоксичен и достаточно всего около 20 добровольцев. На это потребуется, возможно, "нескольких десятков миллионов рублей".
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.