По словам замминистра здравоохранения Свердловской области Нонны Кивелевой, до 1 декабря 2015 года высокий удельный вес в зарплате медицинских работников занимали так называемые статусные выплаты, не нацеленные на эффективный результат (за стаж непрерывной работы, за выслугу лет, за наличие ученой степени, ученых званий), достигавшие в общих объемах стимулирования 50%. В региональном Минздраве полагают, что значительные суммы распределялись между работниками по субъективным оценкам руководителей – без увязки с результатами труда.
Теперь заработную плату медицинского персонала структурируют так, чтобы 55-60% заработка направлялись на выплаты по окладам, 30% составляли стимулирующие выплаты за конкретные результаты деятельности по показателям и критериям эффективности, а также за квалификационную категорию, и 10-15% приходились на выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда.
Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, утвержденное постановлением правительства Свердловской области № 866-ПП от 30.09.2015, предусматривает также, что минимальные оклады врачебного и среднего медицинского персонала, работающего в поселках городского типа, сельских поселениях и рабочих поселках, будет еще на 25% больше. Стимулирующие выплаты сохранят особым категориям персонала (участковые врачи, врачи общей врачебной практики, их медицинские сестры, медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи). Размер и критерии стимулирующих выплат будут устанавливать руководители учреждений по согласованию с профсоюзным комитетом.
По новому порядку из гарантированной оплаты труда исключен ряд стимулирующих повышающих коэффициентов: по занимаемой должности; при оказании паллиативной помощи; за работу в скорой медицинской помощи; за непрерывный стаж работы в здравоохранении; за почетное звание и научную степень.
Специалисты областного Минздрава указывают, что компенсации за работу в ночное время, во вредных и опасных условиях труда теперь соответствуют федеральному законодательству. В соответствии с Трудовым кодексом РФ доплата за работу в ночное время составляет не менее 20%. При этом руководители учреждений вправе устанавливать любой размер выплаты, равный или превышающий 20% (с учетом того, что при повышении окладов в два раза увеличивается размер всех выплат, исчисляемых от оклада).
Исполнительный директор медицинской страховой организации «Территория» Максим Стародубцев полагает, что реформа, заявленная региональным Минздравом, своевременна.
– Формально требование уменьшить так называемую стимулирующую часть (т.е. ту величину, которая во многом могла определяться субъективно руководителем медицинской организации), это требование федерального центра, возникшее в ответ на пожелание самих медицинских работников, – говорит он. – Такие предложения они выдвигали и в рамках мероприятий, проводимых ОНФ (в частности, на форуме «За качественную и доступную медицину» с участием Владимира Путина). Эти инициативы были обусловлены расхождениями между фактическими и официально декларируемыми зарплатами медицинских работников. Сейчас это особенно актуально – крайне жесткая ситуация с финансированием медицины, которая, объективно, с начала 2016 года, стала еще хуже, не может позволить «репутационные сантименты» в адрес «заслуженных специалистов» в ущерб выполнению текущих задач. Время не то.
Областной Минздрав указывает: в ходе реформы возможны ситуации, связанные с неприятием работниками новых условий расчета заработной платы. Снимать напряженность предлагают администрации медицинских учреждений – главным врачам, работникам экономических отделов и бухгалтерии. Сами главврачи, впрочем, тоже не всегда согласны с реформой.
– Екатеринбургская ДГКБ № 11 переходит на новую систему начисления заработной платы с марта, – говорит главный врач больницы Олег Аверьянов. – Сейчас мы готовим новые трудовые договоры – на них уйдет тонна бумаги, приобретаемой на средства больницы. Но дело даже не в этом. Любая реформа должна иметь очевидный практический смысл, которого я сейчас не вижу. Не очень понятно, зачем решено увеличивать долю гарантированного минимума, если сотрудников больницы интересует не оклад, а общий размер дохода. И поскольку изменения в оплате труда медицинских работников происходят на фоне снижающегося финансирования отрасли, есть опасения, что заработки сократятся. Собственно, это уже происходит – по итогам декабря средняя зарплата, составлявшая в начале 2015 года 55 тысяч рублей, стала на несколько тысяч меньше. Не говоря о том, что переменная часть зарплаты призвана стимулировать врачей совершенствовать свои знания и компетенции. Те из наших сотрудников, кому это удавалось, зарабатывали до 70 тысяч рублей в месяц. Глядя на них, остальные видели перспективу. Боюсь, что новая система приведет к уравниловке, при которой у людей пропадет стимул повышать свой профессиональный уровень.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.