Уральские производители и поставщики медоборудования отмечают на рынке госзакупок случаи демпинга

29.02.2016
00:00
Уральские производители и поставщики медицинского оборудования отмечают, что на рынке госзакупок участились случаи демпинга с применением шантажа. Компании, предлагающие заниженные цены, вымогают отступные у добросовестных участников торгов.

По словам участников рынка, в сферу закупок по государственным и муниципальным контрактам возвращаются фирмы-шантажисты, вымогающие отступные (обычно 5-15% от суммы аукциона) у вероятных победителей. В случае отказа они угрожают «сломать аукцион», понизив цену до минимума, – такая практика была распространена в начале 2000 годов.

Директор НПП «Детская восстановительная медицина» Евгений Крупин, предприятие выпускает технические средства для реабилитации детей с ДЦП, говорит, что столкнулся с шантажистами на февральском аукционе в Республике Башкортостан, где разыгрывалась поставка 100 опор для лежания.

– За два дня до аукциона позвонил молодой человек, представился коммерческим директором государственной «Медтехники» и предложил заплатить 150 тысяч отступных, чтобы его компания не участвовала в аукционе, – рассказывает он. – Я отказался и позвонил в «Медтехнику» – мне ответили, что такого менеджера у них нет. Так как уступать мы не стали, цену на торгах шантажисты снизили до предела. Победителем стал индивидуальный предприниматель из Уфы, который раньше не поставлял медицинское оборудование для детей-инвалидов. Сейчас по госконтракту ему нужно обеспечить детей опорами, цена которых ниже себестоимости наших изделий. А для того, чтобы доставить изделия в Башкирию и развезти по городам, тоже нужны немалые деньги. Партнеры говорят, что надо было договариваться, – тогда мы бы просто заработали на 150 тысяч рублей меньше. Насколько я знаю, обычно компании, у которых вымогают деньги, предпочитают договариваться.

Демпинг на торгах приводит к тому, что компании, выигравшие конкурс, не могут выполнить обязательства или поставляют менее качественный товар, считает директор Департамента госзакупок Свердловской области Марина Трушникова.

По словам директора компании «Фармпривоз» Владислава Чарсова, демпингующие компании рассчитывают, что после конкурса договорятся об увеличении цены контракта, и зачастую это им удается – особенно если аукционы проходят в декабре, когда бюджетным организациям нужно израсходовать средства до конца года. Директор компании «Медфармсервис-Т» Дмитрий Тихонов полагает, что в большинстве случаев, связанных с демпингом, речь идет о сговоре заказчика и поставщика.

– Роль подобных шантажистов иногда играют сами заказчики, которые заявляют цены ниже, чем у поставщиков, – говорит он. – При таком раскладе можно участвовать в конкурсе только в сговоре с заказчиком. Один из вариантов – расторжение контракта в том объеме, на который приходится большая часть товара и меньшая часть стоимости от общей контрактной цены. Это позволяет компенсировать потерю в торгах. Поскольку для меня такой режим неприемлем, я перестал работать с госучреждениями.

Участники рынка указывают, что реформа законодательства отчасти решила проблему демпинга – в 44-ФЗ появилась норма, предусматривающая антидемпинговые меры. Если поставщик предлагает цену на 25% ниже, чем остальные участники торгов, заказчик вправе потребовать с него сведения, подтверждающие его добросовестность, или – обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер, указанный в условиях конкурса. В большинстве случаев этот инструмент можно успешно использовать.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.