Эксперты Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Минпромторга, общественных объединений пациентов на «круглом столе» в Совете Федерации 23 октября обсудили ситуацию с защитой прав пациентов. Рассматривались вопросы качества медицинских услуг, жалоб граждан, оборота лекарств и косметических препаратов. «МВ» выделил главное из выступлений спикеров.
Как рассказала замруководителя Росздравнадзора Ирина Серегина, за 9 месяцев 2024 года в надзорный орган поступило 13 843 обращения от граждан с жалобами на частные клиники — почти на 2 тыс. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чаще всего они касались качества медпомощи (21,5%), несоблюдения медицинским персоналом норм этики и деонтологии (18,4%), работы медорганизации (15%) и отказов в медицинской помощи (13,1%).
Среди самых частных нарушений, которые выявляют при проверках медорганизаций, оказывающих услуги по профилю «Акушерство и гинекология», — искусственное прерывание беременности без лицензии и без дополнительной УЗ-диагностики, нарушение нормы об обязательной «неделе тишины», несоблюдение порядка маршрутизации пациенток, невыполнение требования о круглосуточном наблюдении пациентки после операции, несоблюдение клинических рекомендаций.
Частные клиники почти не работают в системе фармаконадзора, в которую вносят сведения о побочных действиях лекарств. Медицинские документы также интегрируются ими в Единую государственную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) фрагментарно.
Пациенты критикуют оказание платных услуг в государственных учреждениях. С этим надо заканчивать, заявил первый заместитель председателя Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Наговицын. «Люди не могут записаться, их это возмущает. Мне говорят, как так, врач сказал, что по ОМС МРТ можно сделать через четыре месяца, но после четырех вечера в тот же день сразу. С этим надо заканчивать. Платные услуги должны быть за пределами государственных учреждений», — подчеркнул он.
Кроме этого, по мнению сенатора, нужно дать пациенту реальную возможность выбирать для прикрепления по ОМС частные медцентры. «Я понимаю, что все главные врачи встанут на дыбы. Но оказывайте тогда так медицинские услуги, чтобы от вас не бегали люди. Это простимулирует государственные организации встать на конкурентные рельсы. Сегодня об этом никто не думает», — сказал Наговицын. Кроме того, как он считает, все лекарства, кроме БАД, должны продаваться по рецептам — это защитит пациентов.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает, что для улучшения ситуации с защитой прав граждан при оказании медицинских услуг в России нужно либо отделять Росздравнадзор от системы здравоохранения, потому что регулятор контролирует сам себя, либо создавать отдельную здравоохранную прокуратуру.
Весьма показательна, по его словам, ситуация с применением клинических рекомендаций. «Минздрав пытается какие-то разъяснения писать, при том, что есть решение Верховного суда о том, что они были обязательны еще в 2021 году. Просто стыдно, что регулятор обсуждает на площадке Госдумы применение актов, когда Верховный суд уже определил их как обязательные. Это выглядит просто дико! Как врач в этой ситуации должен себя чувствовать? Всем надо срочно садиться и обсуждать эту серьезнейшую проблему, что такое клинические рекомендации. Потому что, если мы не понимаем их статус, у нас объекта контроля нет», — заявил Саверский. В том случае, если «клинические рекомендации остаются рекомендациями», тогда «нужно переходить снова на систему Семашко», предложил он.
Глава «Общественной потребительской инициативы», заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов обратил внимание на сегмент косметологических услуг, которые, по его словам, «оказываются где угодно, и при этом применяются средства неизвестного происхождения». По мнению спикера, в некоторых сферах отмена моратория на проверки бизнеса назрела. В первую очередь это касается косметологических услуг, рынка лекарств и БАД.
«С введением маркировки год назад число нарушений в производстве БАД сократилось в два раза. Но при этом данная продукция начинает мимикрировать под другие виды пищевых добавок, которые не подлежат регистрации и маркировке. Наверное, нужно наводить порядок и охватывать контролем все виды продукции», — заявил Павлов.
Для большинства организаций из сферы здравоохранения с марта 2022 года действует мораторий на проверки бизнеса. Весной 2023 года он был продлен до 2030 года. Мораторий не касается только ограниченного числа медучреждений, в том числе роддомов и перинатальных центров. В декабре 2023 года из плановых проверок исключили организации здравоохранения, социального обслуживания и общественного питания детей, а также больницы, поликлиники, детские дома-интернаты. Несмотря на то что эти учреждения отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, контролирующие органы ограничатся профилактическими визитами, писал «МВ».
По данным Росздравнадзора, сейчас под плановые проверки подпадает не более 300 организаций по всей стране. Из них 34 клиники относятся к категории чрезвычайно высокого риска и 262 — высокого. Несмотря на мораторий, уже к октябрю 2022 года медучреждения получили штрафов за нарушение условий лицензирования почти на 3 млн руб., подсчитал «МВ».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.